№11, 1977/Хроника

Критика в рабочем строю

– Критики беседуют чаще всего с поэтами, прозаиками, драматургами… Думаю, что в наши дни не менее интересен и разговор с издателями, которым приходится постоянно видеть литературную критику в действии. А вы ведь к тому же не только руководитель издательства «Современник», но и критик. Велика читательская заинтересованность, проявляющаяся ныне в отношении критических работ. Выросли тиражи книг, заявки на них – как ни удивительно! – иногда превышают спрос на прозу и поэзию. Иное монографическое исследование купить в магазине так же трудно, как, скажем, нашумевший роман. Чем, на ваш взгляд – как издателя и критика, – объясняется это? Что способствовало возникновению широкой читательской заинтересованности к тому, что происходит в области критической мысли?

– Надо сказать прежде всего об атмосфере, которая окружает сегодня работу критика. Пять лет назад принято постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике». Все воочию могли убедиться в том, что критика – то, необходимое звено, ухватившись за которое можно воздействовать на литературный процесс. Подтверждение этому мы видим постоянно и каждодневно. Критика в литературной среде перестала быть Золушкой. Воодушевляет общенародный интерес к работе критиков. Рост тиражей их трудов – еще одно подтверждение того, что литературно-эстетическая мысль наша находится на верном пути.

Наконец, пожалуй, едва ли не самый решающий фактор: появление произведений прозы, поэзии, драматургии, в которых художественно исследуются и освещаются самые насущные проблемы современности, Таких книг выходит все больше. Они, эти книги, представляют широкое поле деятельности для умной, думающей критики. Они активизируют критическую мысль, пробуждают живой интерес и ее и читателей к характерным, узловым моментам современного литературного процесса, к социально-общественным и нравственно-этическим проблемам самой действительности.

Как издатель, хочу не без гордости отметить, что и «Современник» за сравнительно короткий срок выпустил немало таких книг. Это романы, повести, рассказы Юрия Бондарева, Сергея Воронина, Анатолия Иванова, Василия Белова, Даниила Гранина, Павла Нилина, Евгения Носова, Валентина Распутина, Бориса Можаева, Шамиля Бикчурина, Федора Абрамова, Олега Куваева, Ювана Шесталова, Семена Данилова, Юрия Скопа, Бориса Куликова, Сергея Залыгина, Александра Шелудякова, Константина Логунова и других писателей нашей республики.

Одновременно замечу, что каждому из нас, критиков, всегда особенно радостна встреча с произведением масштабным, дерзким по мысли, неповторимо прекрасным по своей образной плоти, по языку. Так, в свое время покорила ум, душу и забрала в полон мое сердце поэзия Маяковского, Блока, Есенина; позднее, волнующежеланной для меня оказалась встреча с такими поэтами, как Леонид Мартынов, Ярослав Смеляков, Василий Федоров, Сергей Васильев; в наши дни особый интерес у меня вызывает творчество поэтов Ювана Шесталова и Егора Исаева. Новая поэма Исаева «Даль памяти» за последние годы, несомненно, одно из самых крупных и значительных явлений нашей современной многонациональной поэзии. Такая вещь, как «Даль памяти», дает возможность критику вести обстоятельный, развернутый, «прицельный» разговор о важнейших проблемах не только поэзии, но и самой жизни.

– Вы, Юрий Львович, известны не только как директор крупнейшего издательства, но и как знаток жизни и творчества Есенина, постоянный «работник по Есенину», а также как литературный критик, занимающийся поэзией 20-х годов, стихами наших дней. Как вам удается совмещать столь многообразную работу, каковы ваши личные планы и намерения?

– Совмещать, как вы, конечно, понимаете, нелегко. Но вместе с тем работа и критика, и издателя, и литературоведа дополняют друг друга. При этом личный опыт в области литературной критики, свои книги («Подвиг Пушкина», «Поэзия Октября», «Владимир Маяковский», «Юность Есенина», «Судьба поэта», «Сергей Есенин. Образ, Стихи. Эпоха» и др.), статьи, опубликованные за четверть века в периодике, – все это сегодня, как говорится, помогает мне более точно ориентироваться в литературном процессе, а следовательно, и принимать более верные решения, особенно в тех случаях, когда возникают острые, а то и конфликтные ситуации во взаимоотношениях автора с издательством.

Только что вышла моя новая книга «Россия – моя поэзия», в ней раздумья, размышления об отечественной поэзии от Пушкина до наших дней.

Работы последних лет составили содержание моей книги «Даль памяти народной», которая выйдет в будущем году. В процессе завершения одна из итоговых книг о Есенине. Ныне особенно важно показать мировое значение поэзии Есенина. О мировом значении поэзии Есенина веду я разговор и во вступительной статье к новому шеститомному собранию сочинений Сергея Есенина, которое скоро начнет выходить в издательстве «Художественная литература».

В этом году как председатель Комиссии по литературному наследию поэта Сергея Васильева и как член редколлегии принимал участие в подготовке его трехтомного собрания сочинений, которое также выпускается в «Художественной литературе». Для этого собрания написал статью о творчестве Сергея Васильева – «Сын России». В последнее время стал чаще выступать со статьями о поэзии наших дней, – и в этом смысле считаю принципиально важной статью о новой поэме Егора Исаева.

– «Современник» – сравнительно молодое издательство. Оно было создано в начале 70-х годов и обрело свое лицо в наши дни. Среди книг, выпущенных «Современником», значительное количество принадлежит перу ведущих критиков и литературоведов. Расскажите, пожалуйста, несколько подробнее, как складывалась работа вашей редакции критики и литературоведения. Чем она успела за это время порадовать читателей? Какие работы привлекают издательство? Только ли критиков, – ныне в литературно – критических жанрах охотно выступают прозаики и поэты… Что сделано и что предстоит сделать? Что получат читатели к 60-летию Октября?

– Мы выпустили в свет начиная с 1972 года свыше ста названий книг по вопросам литературоведения и критики, общий тираж которых – свыше трех миллионов экземпляров. Целая, как видите, библиотека! Сегодня «Современник» довольно прочно занимает одно из ведущих мест среди издательств, выпускающих книги по критике и литературоведению.

Если говорить о том новом, что сделано, то, пожалуй, главное и основное – создание тематических серий и библиотек, которые получили широкое читательское признание. Завоевала популярность книжная серия «О времени и о себе». Это сборники, в которых крупнейшие советские писатели размышляют о своем творческом пути, литературе, о писательском труде, многообразных связях искусства с жизнью. Назову некоторые из выпущенных книг: «О литературе» А. Твардовского, «О поэтах, о стихах, о песнях» М. Исаковского, «Наше время такое…» Василия Федорова, «Слово в строю» М. Алексеева, «Атлантида рядом с тобой» С. Наровчатова, «Вид с белой горы» А. Кешокова, «Поиск истины» Ю. Бондарева, «Зарубки на память» С. Васильева, «Литературные заботы» С. Залыгина, «Так растет и дерево» К. Кулиева… Примечательно, что на читательских вечерах, посвященных 60-летию Октября, в разговоре о литературе часто используются эти книги. И в самом деле, говорить 6 крупнейших писательских именах – значит говорить о всей нашей литературе.

– Какие книги появятся в ближайшее время в этой серии?

– В нынешнем году издаются сборники: А. Толстого, С. Воронина, А. Софронова, В. Астафьева. В перспективном плане – книги Л. Леонова, К. Федина, Г. Маркова, Е. Исаева, Я. Смелякова, С. Сартакова и др.

Можно сказать, что серия также дает возможность на писательских судьбах проследить духовную жизнь страны, представить ее более зримо, а вместе с тем увидеть индивидуально-неповторимое многообразие поэтики крупнейших писателей, эстетическое богатство советской литературы.

– Серия «О времени и о себе» не является единственной, как я знаю, – голоса писателей, их раздумья и воспоминания о своей жизни, творческом пути звучат и в других книгах о литературе.

– Приходят, как вы знаете, отклики на сборники «Лауреаты России», в которых публикуются автобиографии российских писателей, удостоенных Ленинской премии, а также отмеченных Государственными премиями СССР и РСФСР. Публикуемые биографии также являются своеобразным литературным документом своего времени. Опубликованные биографии мастеров выразительно и конкретно показывают, как развивается в наши дни жанр литературных жизнеописаний.

В сборниках читатель найдет и строгое хронологическое повествование, и лирическую исповедь, и документальный рассказ, и литературно-критическое эссе, связанное не только с личным художественным опытом, но и с глубоким проникновением в жизнь и дела старших и младших современников. Необходимо вновь и вновь подчеркнуть, что манера рассказа о времени и о себе дает возможность показать, что и как видит художник в зеркале своей жизни и окружающей его действительности.

– Но, кроме поэтов и прозаиков, конечно, активно печатаются и критики, и теоретики литературы…

– Да, они, разумеется, основные авторы.

И что особенно важно:

Цитировать

Прокушев, Ю. Критика в рабочем строю / Ю. Прокушев, Е. Осетров // Вопросы литературы. - 1977 - №11. - C. 308-315
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке