№7, 1972/Жизнь. Искусство. Критика

Критика держит экзамен

Разговор о критике, о роли ее в современной литературной и общественной жизни страны в свете решений XXIV партийного съезда и Постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» продолжается. Состоялись пленумы писательских организаций союзных республик: Грузии, Казахстана (см. «Вопросы литературы», 1972, N 5), Узбекистана, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Эстонии, Молдавии, Таджикистана, Литвы, Киргизии.

Реализуя указания партии, республиканские союзы писателей проделали определенную работу. В последнее время появилось немало содержательных книг и статей, исследующих современное состояние литератур народов СССР и их культурное наследие, создан ряд фундаментальных теоретических трудов по важным проблемам советского искусства, монографии о крупнейших художниках прошлого и настоящего. В некоторых республиках накануне пленумов прошли дискуссии по проблемам литературной критики. Так, положительную роль сыграла дискуссия, проведенная на страницах белорусской газеты «Література і мастацтва», в которой наряду с писателями, критиками, литературоведами участвовали преподаватели литературы, инженеры, рабочие. Это пристальное общественное внимание к художественной критике во многом симптоматично для сегодняшнего дня.

Однако несомненные успехи критики не дают никаких оснований для самоуспокоенности и благодушия.

Спокойный, деловой тон в обсуждении дел критического «цеха» был задан уже на пленуме в Узбекистане. Весь отряд деятелей литературы, в том числе и критики, – отмечалось и в докладе Л. Каюмова, и в развернувшихся прениях, – с большим пониманием и ответственностью воспринял указания XXIV партийного съезда о возрастающей роли литературы и искусства в претворении в жизнь важнейших экономических, политических и культурных задач коммунистического строительства. Отсюда неизмеримо повышается ответственность литературно-художественной критики за положение литературы в целом, за более активное проведение идеологической линии партии в художественном творчестве. Именно поэтому перед работниками критического фронта встает первоочередная задача – повысить идейно-философский и эстетический уровень критики, усилить ее роль в формировании общественной мысли, в борьбе с чуждыми идеологическими концепциями, особенно буржуазно-националистическими, с ложных, антинаучных позиций представляющих как нынешнее состояние национальных культур братских народов, так и их историческое прошлое.

Глубокий анализ состояния дел в литературно-художественной критике, данный в Постановлении ЦК КПСС, подчеркивалось в ходе пленумов, имеет непосредственное отношение к состоянию дел в каждой республике. И прежде всего речь идет о необходимости повышения идейного уровня как критики, так и литературы в целом, об активизации борьбы за партийность и народность искусства, за развитие принципов социалистического реализма.

В последние годы стало очевидным: критика не может подходить к явлениям и фактам живого литературного процесса со старыми мерками, настоятельно необходимо совершенствование самих методов критического исследования. Именно поэтому вопросы методологии критики, ее идейной вооруженности оказались в центре внимания многонациональной писательской аудитории.

Вызывает тревогу, сказал на пленуме белорусских писателей И. Мележ, слабая разработка проблем партийности и народности в литературе, взаимодействия и взаимообогащения культур на современном этане. Малопроясненными остаются до сих пор многие вопросы методологии критического исследования. Подчас критики и литературоведы недостаточно глубоко сверяют литературу с жизнью, проявляют равнодушие к языковому мастерству авторов. Анализ литературных явлений и фактов все еще подменяется перечнем имен и названий, а отсюда – поверхностность и схематизм вместо исследования диалектики движения литературы.

Многие писатели, сказал далее докладчик, обижаются на критиков за то, что они упрекают их в недостаточном знании жизни. Критики в этом отношении правы. Действительно, как это ни прискорбно, богатая жизнь нашего современника проходит мимо некоторых литераторов. А нам нужны произведения о сегодняшних рабочих, колхозниках, нужны книги, в которых была бы показана жизнь во всей ее полноте и богатстве.

Не может также не беспокоить и тот факт, что критики, рассматривая белорусскую литературу, все еще редко переступают границы своей республики и почти совсем не выходят за пределы нашей страны, еще не в полную силу участвуют в той непримиримой борьбе, которую ведет передовая марксистско-ленинская научная мысль с чуждыми идейными и эстетическими теориями. Постановление ЦК КПСС обращает особое внимание на эту сторону критической деятельности.

Партийные решения – поддержал это положение докладчика Р. Шкраба – еще выше поднимает авторитет критики. Сегодня белорусская критика держит серьезный экзамен на идейно-эстетическую зрелость, на право активно и действенно влиять на литературный процесс. И речь идет не об очередной кампании, не о выработке мер временного значения. Речь идет о систематической и целенаправленной работе по повышению идейного, философского, эстетического уровня критики, чтобы она в полной мере отвечала тем требованиям, которые предъявляются ей обществом, народом, партией.

Руководство писательской организации, подчеркнул И. Шамякин, и ранее обращало внимание на недостатки в работе критического «цеха». Но сейчас, после принятия Постановления ЦК КПСС, мы обязаны преодолевать их с удвоенной энергией, ведь критика на данном этапе – это то самое звено, взявшись за которое можно поднять на новую, более высокую ступень, как того требуют решения XXIV съезда партии, все виды художественного творчества. И прежде всего речь тут должна идти о разработке современной темы в искусстве.

Многие критики, говорил далее оратор, признавали и высоко оценивали лишь произведения о патриархальном крестьянском быте и часто не замечали произведений, авторы которых искали новые темы, новые образы, новые формы. Между тем задача критика в том и состоит, чтобы оперативно и глубоко соотносить все то, что появляется сегодня из-под пера писателей, с жизнью, с нашей современностью. Особое значение приобретает такая важнейшая проблема современности, как отражение в художественной литературе темы рабочего класса.

Буквально на наших глазах, сказал И. Науменко, изменяется лицо Белоруссии, – она стала индустриальной республикой. В каких отношениях должна находиться индустриализация городов и сел с народной культурой? Каковы перспективы последней? Очень хотелось бы услышать мнение критики по этому поводу. Вместе с тем неизмеримо выросли и духовные потребности нашего современника. И эту особенность не хотят или не умеют замечать некоторые наши писатели.

Цитировать

От редакции Критика держит экзамен / От редакции // Вопросы литературы. - 1972 - №7. - C. 82-88
Копировать