Конкретный историзм и художественный опыт литературы
Статьи и материалы, посвященные изучению наследия революционных демократов, в ряде случаев позитивно, а иногда негативно свидетельствуют: научная мысль не может стоять на месте, она движется с движением своего времени. Даже решенные проблемы предполагают дальнейший исследовательский поиск, направленный в глубь предмета. Наряду с этим возникают и новые, не решенные вопросы.
В ходе обсуждения прозвучала, хотя и не получила достаточного развития, мысль о более обстоятельном рассмотрении мировоззренческих проблем революционно-демократической критики, и, конечно, в первую очередь Белинского. Причем такого рассмотрения, которое предполагало бы исследование не только общих его работ, но и высказываний на интересующую нас тему в его литературно-критическом наследии. Тем более, что в них общие идеи автора претворяются в анализе конкретного материала, по-своему преломляются и проходят как бы проверку на практике. Однако взгляды Белинского, выраженные в процессе осмысления художественного опыта русской и зарубежной литературы, до сих пор были изучены недостаточно. Между тем хорошо известны те импульсы и коррективы, воздействие которых испытали на себе взгляды Белинского в период «примирения», столкнувшегося с творчеством Лермонтова.
Целый ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения, обозначился в споре Б. Егорова и Ф.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 1977