№7, 1962/Зарубежная литература и искусство

Ключевая проблема

Мы обратились к видным писателям Вьетнама с просьбой рассказать о проблемах, которые их волнуют и кажутся им наиболее значительными для развития литературы. Публикуем полученные ответы.

Повышение качества нашей литературы сегодня – ключевая проблема. Каждый литератор, не говоря уже о читателях, заинтересован в этом. Все мы хотим читать книги высокоидейные, реалистически верно показывающие жизнь и человека, книги глубокие, содержащие интересные мысли и сильные чувства, которые могли бы увлечь миллионы людей.

В литературе ценность произведения всегда определялась, прежде всего его качеством, а может быть, и только им. Пара плохих башмаков, конечно, хуже, чем пара хороших, но все-таки их можно носить; и когда производят плохие башмаки, а хороших не достанешь, то мы покупаем плохие и преспокойно ходим в них. Но в литературе, если мы напишем и издадим сотни плохих, бессодержательных книг, – мы не принесем читателям и сотой доли той пользы, какую может дать одна хорошая, интересная книга. Писать и издавать пошлые, неглубокие книги – это значит не только отнимать у читателя время, но понижать его вкус, лишать его возможности правильно ориентироваться в мире искусства.

Когда я говорю это, возможно, некоторые из моих друзей спросят, не предлагаю ли я «культ одной книги»? Реакционная группировка «Нян ван – Зиай фам» не так давно кричала по этому поводу на всех перекрестках. Она заявляла: писателю достаточно создать одну только хорошую книгу, и этого хватит, чтобы он остался в веках. Кроме этого, ничего не важно, да ничего и не нужно. Не нужно-де никаких идейных позиций, связи с массами, отражения современности, главное в жизни – «свобода» и «отсутствие моральных ограничений», писателю ничего не требуется, кроме «таланта», чтобы он мог создавать бессмертные произведения.

Наша постановка вопроса отличается, можно сказать, в корне отличается от подобных измышлений ревизионистов. Писатель должен стараться писать интересно, его долг писать с каждым разом все лучше и интереснее. Но писатель, желающий исполнить свой долг, должен идти по пути, указанному партией, под ее руководством, он должен иметь четкие идейные позиции и быть вооружен передовым мировоззрением, должен углубляться в жизнь масс, создавать произведения, служащие борьбе его народа, должен непрестанно учиться, совершенствовать свое мастерство, свой талант. Мы чтим талант, ведь без него невозможно подлинное творчество. Но мы не рассматриваем талант как нечто мистическое, стоящее над обществом. Жизнь неопровержимо показывает, что если писатель стоит на реакционных идейных позициях и живет только для себя, то талант его хиреет и он может «остаться в веках» только в восхвалениях реакционеров и предателей своего народа! И пусть он будет как угодно талантлив, но если он не делает реальную жизнь источником своего творчества, то ему все равно не о чем будет писать.

Цитировать

Тхи, Н. Ключевая проблема / Н. Тхи // Вопросы литературы. - 1962 - №7. - C. 111-110
Копировать