№7, 1973/Панорама

Калейдоскоп

Польша

Интервью с одним из крупнейших польских критиков Стефаном Лиханьским напечатано в еженедельнике «Культура». По мнению С. Лиханьского, одной из актуальных задач сегодняшней критики является постижение литературного процесса во всем его многообразии, борьба против всевозможных «обойм» и предвзятых оценок. «Критик существует вовсе не для того, чтобы соглашаться с распространенными мнениями, – сказал в беседе с корреспондентом «Культуры» С. Лиханьский. – Он призван открывать как можно больше новых возможностей и новых творческих перспектив. В оставшихся незамеченными, обойденными молчанием и пренебрежением художественных поисках мы подчас имеем дело с такими замыслами, которые заслуживают поощрения, даже если писателю не удалось реализовать свой замысел до конца или добиться на этом пути несомненной удачи… Речь идет о том, чтобы стремлению установить определенную иерархию ценностей в литературе противопоставить ее многогранное и динамичное осмысление».

. Оценивая положение дел в современной польской литературе, С. Лиханьский отметил, что и в прозе, и в поэзии «общий профессиональный уровень чрезвычайно вырос, однако назвать яркую индивидуальность становится все труднее». С точки зрения критика, стирание самобытности в литературе последнего времени во многом объясняется недостаточно критическим отношением к новомодным авангардистским тенденциям в области формы, пестротой скоропреходящих увлечений, которые ограничивают возможности серьезного творческого роста одаренной молодежи. В этой связи особую важность для критики приобретает анализ такой категории, как эстетический вкус; этот анализ должен осуществляться с учетом как взаимоотношений художника и его аудитории, так и особенностей творческой психологии.

Югославия

Еженедельник «Книжевне новине» опубликовал статью писателя Ристо Трифковича «Современность как тема литературы», в которой автор на материале литератур народов Югославии в последние годы поднимает вопрос о необходимости утверждения в прозе, поэзии, драматургии актуальной общественной и этической проблематики, «Новое поколение писателей… – пишет Р. Трифкович, – выступает за то, чтобы литература, в частности проза, не стояла в стороне от нашей повседневной напряженной жизни, а принимала в ней непосредственное участие». В писательской среде подчас еще бытует отрицательное отношение к злободневным, острым темам, будто бы исключающим возможность глубокого художественного обобщения в литературе. Равнодушие к современной действительности иногда провозглашают чуть ли не нормой для литературы; ссылаясь на достижения некоторых крупных писателей, работающих главным образом в области исторического романа, забывают о том, что книги этих писателей глубоко современны по мироощущению и кругу идей.

«Засилье эстетов, – отмечает автор статьи, – не могло не вызвать реакции протеста;

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №7, 1973

Цитировать

От редакции Калейдоскоп / От редакции // Вопросы литературы. - 1973 - №7. - C. 217-221
Копировать