№2, 1963/В шутку и всерьез

Как делать пародии

Не так давно мы справедливо сетовали на то, что литературных пародий у нас очень мало. И вот их стало много. И уже хочется сетовать на то, что количество не всегда переходит в высокое качество.

Дело, думается, в том, что хорошая пародия пишется так же, как хорошие стихи или хороший рассказ. Пародию же не очень хорошую, а тем более очень нехорошую может написать всякий.

Мы хотим предложить вниманию читателя несколько несложных рецептов, пользуясь которыми каждый сумеет написать пародию. Наши советы основаны на изучении опубликованных пародий. Эти пародии печатаются регулярно, выходят в свет целыми сборниками с рисунками и портретом автора. Автор в таких случаях обычно вооружен луком, а за спиной у него колчан, набитый стрелами (ручками с перьями). На рисунке стрелы выглядят очень острыми… Но перейдем к советам.

Способ первый, или выборочный

Вы берете любую строку из любого произведения любого автора. Ну хотя бы такую: «Лягушка квакала в пруду… Взяв эту безобидную строчку, вы с неслыханной быстротой сочиняете примерно такое:

Не соловей поет в саду,

Не утка громко крякает,

Лягушка квакает в пруду,

В пруду лягушка квакает.

 

Один иду, с тобой иду,

Втроем идем с собакою –

Я на ходу, как на беду,

Все квакаю да квакаю.

Уж критика не раз в году

Меня прозвала «бякою»,

А я сижу в своем пруду

И не пою, а квакаю.

Вот и пародия готова. Теперь можно нести ее в редакцию. И не успеете вы оглянуться, как эту пародию напечатают. Ведь она и в рифму написана, и вроде смешная. А то, что она совершенно непохожа на стихи пародируемого автора? И не имеет ни малейшего отношения к его творчеству? Как-то это мало интересует редакцию. Так же, впрочем, как и то довольно существенное, на наш взгляд, обстоятельство, что лягушка с ее кваканьем вообще нигде больше у данного поэта не встречается.

Цитировать

Раскин, А. Как делать пародии / А. Раскин // Вопросы литературы. - 1963 - №2. - C. 241-243
Копировать