№2, 1963/Теория литературы

Примечательная фигура в английском литературоведении

Публикуя из номера в номер литературные портреты видных писателей, публицистов и критиков, английский журнал «Энкаунтер» поместил в одной из своих книжек 1962 года очерк известного американского литературоведа Дж. Стейнера, посвященный Фрэнку Раймонду Ливису1.

Не во всем соглашаясь с автором этого очерка, следует сказать, однако, что в нем подмечены некоторые характерные, во многом противоречивые черты методологии одного из течений литературоведческой мысли современной Англии.

Кто такой Фрэнк Раймонд Ливис? Это маститый профессор, доктор филологии, имеющий кафедру в Кэмбридже, редактор теоретического журнала «Анализ» (издававшегося в 30-х годах), автор широко известных книг «Переоценка» (1936) и «Великая традиция» (1948), историк английской литературы и теоретик, определивший своими работами развитие целого направления в новейшем английском литературоведении.

Начиная статью, Дж. Стейнер пишет: «Когда доктор Ливис покинет Милл Лейн (кафедра в Кэмбридже) навсегда, окончит существование эпоха в истории английской мысли». Автор очерка помещает Ф. Р. Ливиса в Один ряд с «отцом» английского литературоведения Сэмюэлем Джонсоном, современником Свифта и Филдинга, с Лессингом и Белинским. Он причисляет его к тем выдающимся исследователям литературы и критикам, которые, «отталкиваясь от собственно литературного материала, устремляются далее к проблемам морали и политики». Для Ливиса критика – это не столько анализ произведения литературы, сколько процесс его нравственного, политического и философского переосмысления.

Разнородность авторитетов – Джонсон, Лессинг, Белинский, – с которыми Дж. Стейнер сопоставляет Ф. Р. Ливиса, уже сама по себе говорит о том, что критик отвлекается от конкретно-исторического содержания этих имен. Ему важно подчеркнуть одно: по своему психологическому и научному складу Ливис всегда был педагогом, наставником, наконец, проповедником. Ту же воспитательно-нравственную тенденцию он ставит на первый план и в литературе. «Понятие «литературная критика», – пишет Стейнер, – в представлении Ливиса неразрывно связано с учением о жизни, о социальном порядке». Тенденция, пронизывающая исследования Ливиса, – это стремление как можно более четко и строго упорядочить литературу. Ему нелегко было утвердить свой авторитет.

Он боролся, и его непреклонность взяла верх. Его взгляды оказались достаточно широко признанными и явились для определенного момента оздоровляющими.

Теоретические предпосылки концепций Ливиса не были вполне оригинальными.

  1. George Steiner, F. R. Leavis, «Encounter», 1962, May, pp. 37 – 45[]

Цитировать

Урнов, Д.М. Примечательная фигура в английском литературоведении / Д.М. Урнов // Вопросы литературы. - 1963 - №2. - C. 96-98
Копировать