К вопросу о «целесообразности»
Мне представляется очень важной сама тема, так сказать, поворот, найденный в докладе З. Кедриной и в выступлении И. Золотусского. Ведь главной задачей в таком итоговом обсуждении, таком коллективном обозрении прозы года должна быть попытка найти, подметить, остановить внимание читателя и критики на важнейшей тенденции в развитии сегодняшней литературы. Важно попытаться понять, как эволюционируют, трансформируются от года к году проблемы, волнующие литературу на протяжении целого периода. Только тогда можно будет избегнуть свойственной, к сожалению, многим обозрениям оторванности от движения жизни, времени, прямолинейной оценочности, в которую впадают обозреватели, рассматривающие материал года, не выходя за его пределы, забывая, что такой «метод» обозрения совершенно бесперспективен: каждый следующий обозреватель будет начинать словно бы «от нуля».
Поэтому мне представляются очень интересными рассуждения И. Золотусского о «тихом годе» прозы, его попытка «определить» минувший год в нашем литературном процессе, осмыслить своеобразный перерыв, который он полагает «годом накопления». Можно не соглашаться с И. Золотусским именно в таком определении минувшего года, но, на мой взгляд, этот подход позволил И. Золотусскому высказать интересные соображения о нашей сегодняшней прозе.
В докладе нам предложен разговор о правде, о том, что воспитывать человека нужно и можно только правдой, что «ложь, изворотливость и умолчания в устах воспитателя вряд ли способствуют нравственному росту воспитуемого». Но, поразительное дело, едва мы слышим такую или подобную формулу, не согласиться с которой попросту невозможно, как непременно в следующей фразе, или через фразу, или через абзац, или, что реже, через страницу нас ждет обязательно «но». Вот и здесь, у З. Кедриной, через один абзац появляется уже некий намек на такое «но»: «…писателю мало эмпирического знания разноречивых фактов действительности. Художественное обобщение зиждется не только и не просто на них, а на опыте всей жизни художника, опыте его народа, страны, человечества». Что ж, тоже нельзя не согласиться – мало знать факты; что стоит сам по себе отдельный факт, или, как любят говорить, «фактик», рядом с «опытом народа, страны, человечества!» А уж дальше еще один шаг, и через пять страниц это «но» зазвучит в полную силу: правда «Поденки» В. Тендрякова – это дань натурализму, а правда повести В. Семина – дань «безгеройной» тенденции.
Не хватит ли, говоря словами И. Золотусского, делить правду на «факты» и «фактики», на половинки и четвертушки, колесовать ее, резать и расчленять? Есть ли хоть какой-то смысл, хоть какая-то, так сказать, целесообразность в таком препарировании правды? Можно ли, поступая так, «способствовать», говоря словами докладчика, «нравственному росту воспитуемого»?
Один вполне жизненный факт. Год-два назад в одной из московских газет была опубликована скромная корреспонденция из Владимирской области. Называлась она «Крушение». Речь в ней шла о крушении карьеры и судьбы знатного передовика – свинарки Зины Естелиной, бывшей еще вчера славой района, оказавшейся очковтирательницей и преступницей. Сюжет этой истории несложен. Только было собрались в совхозе переводить свиней в новое помещение, как ферма загорелась и соломенная крыша вспыхнула, как факел. Недосчитались 488 свиней, а было установлено – сгорели только три. Двое суток искали разбежавшихся животных в лесах и окрестных селах. Нашли их в ходе следствия. Выяснилось, что это были «мертвые души». Несколько лет на них отпускали корм, платили Зине повышенную зарплату, они приносили ей почет – «маяк на всю область». Яркие речи, пропаганда передового опыта… Зина кричала на суде, что район и область строили на ней свою славу, а теперь вот отказались от нее и топчут в грязь. Но было установлено, что во всем виновата только она, что на обман ее никто не толкал. Не было контроля, ей поверили, подписывали все бумажки не задумываясь…
Автор корреспонденции предложил и анализ случившегося. Дело не только в головотяпстве и халатности, а в том, что «слава Естелиной была славой района».
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.