№9, 1983/Хроника

К 100-летию Гашека

В апреле в Москве состоялась встреча писателей и литературоведов, посвященная 100-летию со дня рождения Ярослава Гашека. Встреча была организована Союзом писателей СССР, Институтом славяноведения и балканистики АН СССР, Обществом советско-чехословацкой дружбы. Подобные встречи, конференции проводились по всей нашей стране, во многих других странах и, конечно, на родине писателя – 100-летие со дня его рождения по календарю ЮНЕСКО отмечалось всемирно.

Открывая встречу, Д. Марков сказал, что Гашек близок советским людям своей жизнью, многими чертами своего творчества. Это художник, внесший огромный вклад в прогрессивную литературу мира, писатель, утверждавший правду народного сознания, яркий гуманист.

В докладе «Ярослав Гашек – выдающийся писатель XX века» С. Никольский называл имя чешского сатирика в одном ряду с именами Аристофана, Рабле, Сервантеса, а образ Швейка рассматривал как один из самых популярных комических типов мировой литературы. «Его сатира, направленная против социально-политического гнета и войны и достигшая такой силы в романе «Похождения бравого солдата Швейка», – говорил С. Никольский, – составляет единое целое с революционными убеждениями писателя и коренится в них». А формированию революционных убеждений Гашека, как и рождению такой силы сатирических образов, в немалой степени способствовал богатый жизненный опыт писателя, его встречи с людьми, особенно во время его службы в Красной Армии. Об этом говорил и А. Дунаевский. Тема его выступления – Ярослав Гашек – организатор интернациональных сил в 5-й армии. Своей работой по сплочению Интернациональной бригады Гашек, подчеркнул оратор, заложил основы прочной дружбы советского и чехословацкого народов.

Подробно о своих встречах с Гашеком в 5-й армии осенью 1918 года рассказал И. Риманов.

Гашек – редактор интернациональных газет в Красной Армии – этой теме был посвящен доклад З. Горжени (Прага). Писатель владел несколькими иностранными языками, поэтому он издавал и редактировал различную агитационную литературу, а также газеты для австрийских, немецких, венгерских, польских сербских солдат, составлявших тогда почти полумиллионную армию иностранцев, сражавшихся в Красной Армии. И хотя, может быть, Гашек и не создал за эти два года ни одной строчки, способной конкурировать с романом о Швейке, но служба в Красной Армии, по словам З. Горжени, была «самым большим его жизненным университетом», и, вероятно, без многообразной деятельности писателя по изданию красноармейских газет не был бы таким полнокровным и образ Швейка.

О связи образа бравого солдата, созданного Гашеком, с чешскими национальными традициями, об универсальной всечеловеческой действенности его говорил на встрече И. Гаек (Прага). Как образ, отразивший определенные черты действительности Австро-Венгерской монархии, вобравший в себя дух национального сопротивления, антимилитаристские настроения народа, Швейк понятен и близок людям другой исторической судьбы, прогрессивным людям всего мира, стремящимся не допустить на нашей планете новой военной катастрофы.

Основную мысль доклада И. Гаека как бы продолжил в своем выступлении К. Минц, рассказавший о широком использовании Гашеком приемов и форм традиционного комического искусства, об органическом соединении в его творчестве народной смеховой культуры и средневековой традиции (о чем, кстати, говорили и другие докладчики). Так же как и его великие предшественники, чешский сатирик раздвинул рамки реалистического искусства, но в то же время его дерзкий юмор был во многом новаторским. Новаторским в первую очередь в понимании писателем трех «измерений» человека: каким кажется человек другим людям, каков он на самом деле и каким он может быть.

Мало найдется современных писателей, которые понимают сатиру так, как понимал ее Гашек, считает Б. Гечко (Братислава). Он обнаруживает у Гашека три грани юмора (юмор словесный, юмор ситуации и юмор характеров), составляющих вместе такой своеобразный сатирический феномен, который довольно трудно перевести на другой язык.

Особенностям юмора Гашека были посвящены на встрече также доклады И. Марека (Прага) и М. Семенова. Гашек долгое время оставался для всех автором одной книги, сказал И. Марек.

Цитировать

Шарапкова, Л. К 100-летию Гашека / Л. Шарапкова // Вопросы литературы. - 1983 - №9. - C. 263-266
Копировать