№4, 1960/Дневник литератора

Изучение народного эпоса

В наши дни нет необходимости пространно доказывать значение эпических памятников народной поэзии. В них запечатлена вековая история духовного развития народа, выражена его философия, его мечты и чаяния, его взгляд на свое прошлое и будущее. Сокровищницы национального языкового богатства, произведения эпоса доносят до нас опыт народного поэтического мастерства. Закономерно, что задачи углубленного изучения эпоса, расширения его изданий представлены в семилетнем плане Академии наук Советского Союза в ряду актуальных проблем развития советской филологии.

Советскими учеными проделана значительная работа по исследованию древнейших памятников устной народной поэзии1.

В целом можно сказать, что их трудами создан уже солидный фонд советской науки об эпосе. Тем не менее в изучении эпоса народов СССР пока еще немало белых пятен. Много трудностей, предстоит преодолеть, чтобы поднять эту область нашей филологии до уровня современных требований науки, чтобы сделать, произведения эпического творчества достоянием широкого круга читателей. О некоторых из этих трудностей нам и хотелось бы здесь сказать. Но прежде – несколько слов по поводу «истории вопроса».

До революции изучением и публикацией народного эпоса занимались лишь отдельные энтузиасты – прогрессивные литераторы, ученые и любители народной словесности. После революции исследование и издание памятников народного творчества, естественно, становится предметом заботы нашего государства и широкой общественности. Правда, в первое десятилетие советского» строительства эту деятельность тормозили такие серьезные препятствия, как пролеткультовский нигилизм и антиисторический подход к культурным ценностям прошлого. В 30-х годах, после ликвидации рапповщины, наступил, как известно, перелом в оценке культурного наследия, и работа по изучению и публикации эпоса народов СССР достигла огромного размаха.

В годы Великой Отечественной войны, в условиях ярко выраженного подъема национального самосознания советских народов эпос, повествующий о подвигах национальных героев, приобрел особое значение в духовной жизни страны. Но именно в этот период в работах некоторых исследователей эпоса проявилась известная тенденция к идеализации старины. С другой стороны, как ответная реакция на эту идеализацию, вновь усилились нигилистические тенденции в оценке народного эпоса. Крайности эти одинаково отрицательно влияли на общий уровень исследовательской работы в области изучения эпоса. Следовало решительно выступить против вульгарно-социологического толкования идейно-художественного содержания эпических произведений, за утверждение марксистско-ленинского метода исследования, прежде всего учитывающего своеобразие исторического развития каждого народа.

В течение 50-х годов в Москве и в ряде республик состоялись научные конференции, посвященные проблемам эпоса2. Одним из конкретных итогов этих конференций было решение издать в Москве на базе Института мировой литературы имени А. М. Горького-серию новых исследований народного эпоса. Первая книга этой серии – сборник «Вопросы изучения эпоса народов СССР»- вышла в конце 1958 года. Борясь против вульгарно-социологических тенденций в исследовании эпоса, авторы этой книги показывают и несостоятельность формалистической теории «трансформации сюжетов», раскрывают методологическую бесплодность «исторической школы», искусственно переносящей сюжеты и персонажи эпических поэм на исторические события.

С разной степенью глубины в статьях сборника ставятся вопросы генезиса народного эпоса, соотношения истории народа и ее отражения в народной поэзии, проблемы идейного содержания эпоса и его народности – в связи с процессом классового расслоения общества, соотношения устного поэтического творчества и письменной художественной литературы, вопрос о роли народного эпоса в развитии национального языка и т. д.

Актуальный материал для рассмотрения этих проблем дает киргизский эпос «Манас». Именно поэтому вторая книга из серии «Вопросы эпоса» посвящается целиком «Манасу» 3.

В течение длительного времени на страницах газет и журналов Киргизии, а также других республик Средней Азии, а затем и Москвы происходили страстные споры о значении эпоса «Манас». Одни авторы настаивали на том, что именно «Манас» является главной школой киргизской поэтической культуры, эталоном ее национального своеобразия. Другие столь же категорично доказывали, что «Манас» поэтизирует все реакционно-феодальное и антинародное в прошлом и поэтому его место – в архиве.

Первые аргументировали свою точку зрения фактами колоссальной популярности эпоса в народе, тем, что «Манас» вдохновлял и вдохновляет поколения национальных поэтов, композиторов, драматургов, живописцев. Вторые оперировали цитатами главным образом из «Великого похода», в котором, как известно, имеются мотивы воинствующего исламизма, звучат призывы к захвату чужих земель. Защитники эпоса приводят выдержки из того же «Великого похода» – великолепные по художественной красоте и глубине песни и сказы, осуждающие захватнические набеги и разорительные ханские пиры.

«Манас» – поистине энциклопедия жизни киргизов. Все стороны духовного развития всех слоев киргизского народа получили отзвук в этом эпосе, каждый этап развития и формирования киргизского народа как единой нации оставлял свой отпечаток на его идейно-художественном содержании. И тем не менее попытки некоторых авторов расчленить эпос на народные и антинародные элементы следует считать упрощением проблемы.

  1. Сошлемся хотя бы на труды академиков М. Орбели и М. Абегяна, посвященные эпосу «Давид Сасунский», статьи акад. О. Куусинена о карельском эпосе «Калевала», монографию В. Проппа «Русский героический эпос», книгу члена-корреспондента АН СССР В. Жирмунского об эпосе «Алпамыш», книгу Д. Дамдинсурена «Исторические корни «Гэсэриады», труды М. Чиковани о грузинском народном эпосе «Амирани», труды А, Астаховой о русских былинах, М. Ауэзова, М. Богдановой, И. Брагинского, Л. Климовича и А. Боровкова об эпосе народов Средней Азии, книгу А. Уланова о бурятских улигерах, работы В. Евсеева и К. Чистова о карельских рунах, П. Павлий об украинских думах, Я. Богатырева об эпосе южных славян, труды К. Сихарулидзе о грузинских народных исторических песнях, Г. Григоряна о народности эпоса «Давид Сасунский», Е. Вирсаладзе об охотничьем эпосе, М. Тахмасиб об азербайджанском эпосе, Г. Эргисты о якутских «Олонхо» и др.[]
  2. Общие проблемы собирания и изучения эпоса народов СССР обсуждались в Москве в 1954 году (с участием специалистов из всех республик), проблемы эпоса восточных славян – в Киеве в 1955 году, вопросы сказаний об Алпамыше – в Ташкенте в 1956 году (участвовали ученые Москвы, Ленинграда, Средней Азии, Закавказья, Татарии и Башкирии), проблемы эпических сказаний о нартах – в Орджоникидзе в 1956 году (с участием ученых Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Дагестана, Осетии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Абхазии).[]
  3. В настоящее время эта книга сдана в печать Институтом мировой, литературы имени А. М. Горького.[]

Цитировать

Петросян, А. Изучение народного эпоса / А. Петросян // Вопросы литературы. - 1960 - №4. - C. 182-190
Копировать