№10, 1982/Хроника

Изучение художественного восприятия

В мае нынешнего года в Калинине состоялась научная конференция «Проблемы комплексного изучения восприятия художественной литературы», организованная Научным советом по истории мировой культуры АН СССР и кафедрой русской литературы Калининского университета.

Подведению итогов и разработке перспективных путей изучения восприятия был посвящен доклад Б. Мейлаха (Ленинград). За пятнадцать лет работы Комиссии комплексного изучения художественного творчества на научных конференциях и в коллективных монографиях рассмотрены самые разные вопросы. Центральное место среди них занимают проблемы художественного восприятия. В настоящее время литературоведение уделяет значительное внимание воспитательной роли литературы и искусства, которая ясно обозначена в ряде партийных документов и занимает важное место в процессе формирования советского человека. Эта мысль прозвучала и во многих других выступлениях участников конференции.

О соотношении историко-функционального изучения литературы с другими направлениями комплексного подхода говорила Л. Егорова (Ставрополь), которая указала, что современное прочтение классики – вполне самостоятельный раздел изучения.

Анализируя высказывания классиков русской литературы, Г. Ищук в докладе «Воображаемый читатель» в литературном труде русских писателей» рассмотрел эту категорию как «грань художественного метода». От Пушкина до Л. Толстого неуклонно развивается разработка писателями «воображаемого читателя», осознание перцепционной структуры создаваемых произведений. Эта сторона творческих усилий писателей-классиков рассмотрена в связи с современной типологией русского романа XIX века.

«Изучение читателя и его история с позиций книговедения» – тема выступления И. Баренбаума (Ленинград). Близкий к социологическому и библиотековедческому, книговедческий подход имеет дело с читателем любого вида литературы (не только художественной), при этом читатель рассматривается как органическая часть системы «книга – книжное дело-читатель». Если литературоведческое чтение произведений художественной литературы не зависит от «материальной» формы ее существования (тип книги, вид издания), то книговедческий подход учитывает и эти факторы.

В рамках конференции работало пять секций, которые и отразили различные подходы к изучению художественного восприятия.

На секции «Социопсихологические аспекты изучения художественного восприятия» были заслушаны доклады Г. Сивоконя (Киев) – об изменяющихся представлениях современного писателя об адресате и реальном читателе, И. Бирич – о влиянии НТР на художественное восприятие, И. Кондакова – о комплексном подходе к искусству в литературно-художественной критике, О. Свибловой – об изучении психологических механизмов восприятия. В докладе В. Додонова (Симферополь) «Сущность эмоций и эмоциональные открытия художественной литературы» говорилось о том, что эмоция представляет собою процесс оценки действительности, который осознается только в его конечных результатах – «квантах переживания». Особое место среди эмоциональных явлений занимают эстетические чувства, которые, отражая степень совершенства объектов, как бы перекидывают мостик от аксиологического познания к гносеологическому. Большой интерес вызвал доклад Л. Жабицкой (Кишинев) «О мотивах и функциях чтения художественной литературы писателями», в котором на основе анализа эпистолярного наследия Чехова была показана специфика восприятия художественной литературы художником-творцом, раскрыта роль чтения в его собственном творческом процессе. В докладе выявлена особая активность восприятия у литературно одаренной личности. Функция такого «мысленного» или фактического редактирования читаемого текста состоит в проверке и утверждении собственного видения мира, собственной поэтики писателя-читателя.

Ориентация писателя на читательское восприятие – основная тема докладов в секции «Творческий процесс и перцепционная структура литературного произведения». В докладе П. Пустовойта «В творческой лаборатории Тургенева-романиста» рассмотрены этапы работы писателя над художественным произведением в ее ориентации на различные читательские суждения и запросы.

Цитировать

От редакции Изучение художественного восприятия / От редакции // Вопросы литературы. - 1982 - №10. - C. 277-279
Копировать