№10, 1982/Хроника

Всесоюзная шекспировская конференция

В июле этого года в Москве состоялась Всесоюзная Шекспировская конференция, которая была организована Шекспировской комиссией при Научном совете по истории мировой культуры АН СССР и ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. В конференции приняли участие и выступили с докладами ученые-шекспироведы из многих городов страны, а также театральные деятели.

В своем вступительном слове председатель Шекспировской комиссии А. Аникст подчеркнул непреходящее значение гуманистического искусства Шекспира, актуальность его звучания сегодня, а также наметил ряд важных задач в деле дальнейшего изучения и пропаганды творчества гениального драматурга.

На конференции были заслушаны доклады, охватившие большой круг вопросов шекспироведения, включая проблемы методологии, жанровой специфики, поэтики, а также восприятия Шекспира в разные эпохи.

А. Штейн, говоря «о современном истолковании комедий Шекспира», выразил озабоченность по поводу того, что в настоящее время в театрах наметился штамп в истолковании комедий Шекспира, которые часто трактуют в форме балагана, превращают в своеобразную «Принцессу Турандот», иронически истолковывают персонажей и ситуации. По мысли докладчика, карнавальное, игровое начало не снимает глубины и тонкости психологической характеристики, важности проблем, поставленных в пьесах Шекспира. Сама причудливая романтическая форма этих комедий должна быть раскрыта, – ведь именно за ней выступает игра живых человеческих чувств, в которых комическое сочетается с трагическим. Разнообразие комедий Шекспира есть отражение многообразия человеческой природы, и советский театр должен максимально стремиться раскрывать большую правду этих комедий.

Доклад А. Парфенова «Проблема маньеризма у Шекспира» был посвящен анализу особенностей гуманизма северного Возрождения, обусловивших восприятие значительных элементов маньеризма Марло Шекспиром и Б. Джонсоном. Но в большинстве случаев (в том числе в «Гамлете») маньеризм является лишь одной из сторон позднеренессансного стиля, реалистического в своей основе, и при этом таким элементом, который был рассчитан на восприятие узкого круга гуманистически образованных зрителей и читателей. А. Горбунов, рассматривая эволюцию жанра сатирической комедии в творчестве младших современников Шекспира (Джонсона, Марстона, Мидлтона, Мессинджера и Шерли), пришел к выводу, что трансформация этого жанра в первые четыре десятилетия XVII века постепенно подготовила комедию эпохи Реставрации. В связи с творчеством названных драматургов докладчик коснулся вопроса о своеобразии маньеризма и барокко в английском театре позднего Возрождения.

А. Гениушас (Вильнюс), исследуя мифологическую образность в комедиях Шекспира, обратил внимание на такую подлинно ренессансную черту шекспировских комедий, как обилие ссылок на античную мифологию (около 250). Являясь архетипными образцами абсолютных свойств и коренных явлений человеческой жизни, образы классической мифологии углубляют лейтмотивы пьес; они возникают, как правило, в переломные моменты драматического развития, в ключевых высказываниях героев, часто завершая действия или сцены. По мнению докладчика, мифологемы выводят суждения персонажей за пределы конкретного времени действия, утверждают вечные истины, придают характерам комедий универсальность архетипов.

О важном месте драматической иронии в творчестве Шекспира говорила Э. Куосайте-Яшинскене (Вильнюс) в докладе «Шекспировский иронист». В качестве героев-иронистов докладчик охарактеризовала и сравнила образы Ричарда III и Гамлета, выявив существенные различия в иронии этих персонажей.

В докладе М. Соколянского (Одесса) «К проблеме художественной целостности трагедии «Отелло» отмечалась структурная исключительность этого произведения, проявившаяся в определенной автономии первого акта;

Цитировать

Зернецкая, О. Всесоюзная шекспировская конференция / О. Зернецкая // Вопросы литературы. - 1982 - №10. - C. 280-282
Копировать