№7, 1979/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Из творческого наследия Н. Н. Ушакова. Вступительная заметка и публикация Льва Озерова

С молодых лет Николай Ушаков был столь самобытным мастером, что его хотели видеть в своем кругу лефовцы (Маяковский одобрил и напечатал его стихи в своем журнале), конструктивисты (Сельвинский всегда с большим вниманием относился к работе автора «Весна Республики»), комсомольские поэты (критика иногда в перечне – среди имен Светлова и Уткина – приводила и его имя). Это был не только новый поэт. Это был поэт новизны, зорко им выхватываемой из самой жизни.

Богатое наследие поэта изучается. Татьяна Николаевна Ушакова – вдова поэта – передала редакции страницы его незавершенного труда. Книга имела свой план и свое название «Седьмое поле»С чувством глубокого сожаления, что Николаю Николаевичу не удалось завершить работу над книгой, берешься за разрозненные страницы рукописи. Текстологи не помогут. Они не могут сделать того, что хотел сделать автор.

И все же вглядимся в эти драгоценные страницы.

Перед нами «Седьмое поле» – рукопись подготавливавшейся третьей книги статей (первая – «Узнаю тебя, жизнь!», 1958 год; вторая – «Состязание в поэзии», 1969 год). В прессе в разное время появлялись критические заметки Н. Ушакова. Их немало. И они, собранные вместе, должны показать огромный объем теоретической работы поэта.

Я вспоминаю год 1930, когда нам, еще желторотым юнцам, по существу еще молодой, тридцатилетний (а нам казалось – какой солидный!) Николай Николаевич рассказывал о поэзии: ямб и хорей, метр и ритм, Блок и Анненский, деталь в стихотворении, композиция, звукопись. Как ревниво и прилежно накапливал он материал! Как все это, собранное воедино, служило ему, его поэзии, нам, делавшим тогда первые шаги, служит теперь большому кругу людей!

Что кроется за названием «Седьмое поле»? Автор дает пояснения:

«Записи мои не имеют отношения к системе землепользования. В них говорится о полях, которые я пытался возделывать:

1) как поэт,

2) прозаик,

3) драматург (малых форм),

4) киносценарист,

5) переводчик,

6) редактор и, наконец,

7) как критик.

Критика – возделываемое мною седьмое поле.

Отсюда – название будущей книги и ее содержание».

Это – заметки работающего над стихом. Склонившегося над бороздой. Кладущего (не бросающего!) зерно в почву.

Вслушайтесь в слова поэта: «возделываемое много… поле». Вспоминается пушкинское:

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды…

Ушаков вышел рано. Его рабочий день был рабочими сутками. Это видно по огромности полей, которые он успел возделать.

Еще при жизни Н. Ушаков начал печатать наиболее завершенные отрывки из «Седьмого поля». Так, в журнале «Радуга» (1971, N 12) появилась глава «Работая над стихом» (у меня хранится журнал с дарственной надписью и датой – 22.XII.71, Киев). Поэт жил этой новой книгой. Сколько она вобрала в себя материала его наблюдений!

Его многое интересовало в истории поэзии: «Слово о полку…», истоки пушкинского стиха, Тютчев и Фет, Блок и Маяковский, молодежь, делающая первые шаги, перевод шевченковского стиха размером подлинника, узбек Мукими и аварец Гамзатов, украинец Рыльский и балкарец Кулиев, перевод с родственного языка и Державин, жанр и строфика.

Он не писал учебников поэтики и теории литературы. Он делал беглые, но глубокие заметки, показывающие, сколь длительным был его рабочий интерес к тому, что так общо и приблизительно мы именуем вопросами мастерства. Его глубоко интересовало соотношение стиха и прозы. Прозы не только как вида литературы, но и как свежего материала, без которого поэзия жить не может. За месяц до смерти в ноябре 1973 года Николай Николаевич говорил о том, что занят верлибром – «как стихом на границе прозы, как возможной новой энергией увядающего стиха». Он старался первым заметить ростки нового – в жизни и в поэзии.

Из бесед с Николаем Николаевичем, из переписки с ним знаю, как внимательно изучал он Шахматова и Потебню, Тынянова и Эйхенбаума, Брика и Шкловского. Он никогда не считал это скучным или недостойным внимания. Он внушал нам высокое уважение к критической мысли о поэзии. Он не только жил стихом, он мыслил стихом. И явил нам пример, достойный подражания.

Наряду со статьями Ахматовой, Маяковского, Пастернака, Асеева, Сельвинского, Исаковского, Светлова и других наших старших современников, статьи Ушакова входят в круг необходимейших и нужнейших для читателя материалов, помогающих передвигаться по стране поэзии.

Свою мысль Н. Ушаков всегда аргументирует, подкрепляет богатыми примерами, развивает, уточняет. И все это происходит на глазах у читателя. В мастерской поэта.

Предлагаемые отрывки из «Седьмого поля» выбраны из значительно большего (по количеству) числа отрывков. Они помогут читателю понять направление мысли и работы Николая Николаевича Ушакова в последние годы его жизни.

 

Цитировать

Ушаков, Н.Н. Из творческого наследия Н. Н. Ушакова. Вступительная заметка и публикация Льва Озерова / Н.Н. Ушаков // Вопросы литературы. - 1979 - №7. - C. 188-198
Копировать