№3, 1986/Хроника

Из переписки М. Горького с молодыми литераторами

Известно, как много времени, творческих сил и энергии отдавал Горький работе с начинающими писателями. Его обширнейшая переписка с молодыми литераторами поражает той неизменной сердечностью и бережным вниманием, с которыми относился великий писатель к юным дарованиям. За свою жизнь Горький прочитал огромное количество рукописей начинающих писателей, внимательно следил за их творческим ростом, до слез радовался каждому новому талантливому произведению, будь то роман, пьеса или стихи. Отвечая Л. Леонову на упрек в том, что он слишком много времени тратит на чтение произведений молодежи, Горький писал: «Не согласен я с Вами в том, что «напрасно читаю всякую дребедень». Я думаю, что это настоящее мое дело… Нет, я очень люблю следить, как растет человек» 1.

Ярким примером всему сказанному могут служить публикуемые ниже два письма Горького к молодой поэтессе Наталии Грушко2. Первое из писем представляет несомненный интерес не только для горьковедов, но и для каждого историка русской и советской литературы. Оно вносит новые дополнительные штрихи в портрет Горького– критика, историка и теоретика литературы, характеризует его литературно-эстетическую позицию активного борца за реализм, действенность и социальность искусства, против бессодержательности и манерности современной поэзии и подражания модернизму, за обретение своего неповторимого «я» в искусстве. В этом письме писатель призывал поэтессу к серьезному отношению к своему делу, к беспощадной и длительной работе над собой, над своей личностью, к тщательной обработке и отделке стихов.

Горький способствовал росту русской и советской литературы не только советами молодым литераторам. Как правило, он активно помогал начинающему писателю в трудном деле публикации его первых произведений. Так, например, в редактируемом Горьким в 1915– 1917 годах журнале «Летопись» были напечатаны впервые рассказы молодого И. Бабеля, Ф. Гладкова, стихи поэтессы Арене и др. И в данном случае Горький, в целом очень высоко оценив дарование Н. Грушко, предложил некоторые из присланных ею стихотворений поместить в «Летописи».

Однако в этом журнале стихи напечатаны не были. Вероятно, это произошло потому, что из-за жестоких цензурных условий военных лет, хозяйственной разрухи и роста дороговизны вскоре «Летопись» вынуждена была прекратить свое существование, Позже многие из этих стихов были опубликованы в сборнике «Ева».

Внимательно ознакомившись с присланной поэтессой рукописью, Горький сделал на полях ряд интересных замечаний и тут же дал оценку некоторым стихам. Эти пометы на рукописи3помогают уточнить и дополнить отдельные положения и мысли, высказанные Горьким в письме. Под стихотворением «О Русь моя, моя царевна…» его рукой написано: «Не кажется ли Вам, что последнее четверостишие– лишнее? Это стихотворение и помещенное на обороте (стихотворение «Дремлет Русь под седыми снегами».– Н. П.) я взял бы для «Летописи», если Вы ничего не имеете против».

На полях стихотворений «Белый конь твой уздою привязан к шатру…» и «Скучно в курильне. Народу немного…» проставлены рукой писателя цифры «II» и «III» и помечено: «Для «Летописи». На полях стихотворения «Твоя любовь– как старый дом…» рукой Горького проставлена цифра «IV». Стихотворение «Жена воеводы» он снабдил вначале пометой «Для «Летописи», затем зачеркнул ее и внизу под текстом написал: «В этом есть что-то старенькое, напомнившее мне Аполлона Коринфского, даже не А. Толстого».

Особенно интересны замечания на полях стихотворения «Балерина» (1913), в котором заметно сказалось влияние современной «модной» модернистской поэзии. Об этом стихотворении Горький отрицательно отозвался также и в своем письме (см. ниже). В четверостишии:

И мне сегодня, за кулисы,

Прислал король–

Жемчужно-бледные ирисы

и лакфиоль,–

писатель подчеркнул слово «ирисы» и около написал: «Ударение?» Под стихотворением его рукой написано:

  1. М.Горький, Собр. соч. в 30-ти томах, т. 30, М.. 1956, с. 69.[]
  2. Скудные сведения о Н. В. Грушко содержатся в ее автобиографии 1912 года. Она родилась 26 сентября 1892 года в Киеве. Раннее детство провела на Украине, затем вместе с семьей жила на Севере– в Рыбинске и Вологде. По окончании гимназии переехала в Петербург. Стихи начала писать с 13– 14 лет. Первая публикация– маленькая сказка «Волшебный зонтик» – напечатана в «Ниве» (1911, N 9). В 1912 году выпустила первый поэтический сборник «Стихи» (Пб.). В 1922 году в Петрограде вышел второй сборник– «Ева». В советское время работала в различных писательских организациях (ИРЛИ (Пушкинский Дом), РО, ф. 649, оп. 4, ед. хр. 122).[]
  3. Машинопись стихотворений Н. Грушко с пометами Горького хранится в Архиве А. М. Горького (Рав-пГ 15– 5-1). Там же хранятся оба письма Горького к Грушко (Пг-рл 12– 14– 1/2).[]

Цитировать

Примочкина, Н. Из переписки М. Горького с молодыми литераторами / Н. Примочкина // Вопросы литературы. - 1986 - №3. - C. 268-272
Копировать