№5, 1974/Хроника

Из одного семейного архива

Арусяк Амбарцумовна Мелик-Шахназарова умерла молодой, тридцати с небольшим лет. Ее ранняя смерть в 1922 году произвела на близких впечатление совершенно неожиданной катастрофы. И потому в семье Мелик-Шахназаровых долгие годы любовно и бережливо хранились немногочисленные письма покойной, номера журналов, в которых публиковались ее стихи, ее альбом. Сейчас этот скромный семейный архив перед нами. Он дает достаточно ясное представление о юной девушке, отправившейся в 1910 году из Баку в Петербург, поступившей на словесно-историческое отделение Бестужевских курсов, увлекавшейся историей и поэзией. В Петербурге А. Мелик-Шахназарова познакомилась с некоторыми поэтами, в частности с Игорем Северянином, и в 1914 году в журнале «Очарованный странник» (выпуск третий) вслед за стихами Зинаиды Гиппиус, Игоря Северянина, Вадима Шершеневича было помещено и ее стихотворение «Византия» – видимо, первое, появившееся в печати. В Баку оставались родители, младшая и любимая сестра Евгения, поэтому в Баку посылались письма; одно из них стоит процитировать. Оно отправлено 27 февраля 1915 года, через день после выступления Маяковского, Бурлюка и Каменского в артистическом подвальчике «Бродячая собака». Вечер был посвящен выходу сборника «Стрелец», на вечере присутствовал М. Горький. Все, что по этому поводу известно, – а известно немногое, – собрано В. Катаняном в его литературной хронике «Маяковский». В письме А. Мелик-Шахназаровой, при всей его очевидной наивности и на фоне совершенно явной борьбы между охватившими девушку противоречивыми чувствами – она была и шокирована Маяковским, и, одновременно, покорена мощью его молодого таланта, – возникает выразительный (именно благодаря этим противоречиям) портрет поэта. Метко и четко охарактеризованы и его тогдашние спутники, Бурлюк и Каменский. Впрочем, начинается письмо с суждений о Северянине – тоже не лишенных занимательности.

«…У Северянина была лишь раз. Как-то не тянет. Была на одном его концерте. Не понравился: читал очень плохо и какую-то Дребедень. Публики было чрезвычайно много. Он дал уже пять концертов. Его любят и охотно слушают. Среди новых стихов есть хорошие, почти все хорошие. Но он почему-то несет со сцены чепуху. Вышла его третья по счету книга «Ананасы в шампанском». Отвратительна. Весь старый хлам там помещен. Из 90 стихов 80, если не больше, знакомых. Книги не приобрела. Не хочу тратить на нее деньги…»

Затем следует описание вечера в «Бродячей собаке»:

«Третьего дня посетила «Собаку»…

Цитировать

Рудницкий, К. Из одного семейного архива / К. Рудницкий // Вопросы литературы. - 1974 - №5. - C. 316-318
Копировать