№11, 1961/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Из истории революционной мысли России (Забытая статья Л. Радина)

Исполнилось сто лет со дня рождения одного из первых русских пролетарских поэтов-революционеров Леонида Петровича Радина (ок. 1860 – 1901). Автор страстной революционной песни «Смело, товарищи, в ногу», талантливый писатель и ученый, Радин был арестован по делу ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и погиб в расцвете творческих сил, замученный в царской ссылке.

Радин был среди тех русских критиков-марксистов, кто поддержал М. Горького на его пути к социалистическому пролетариату, революционному искусству. Его литературно-критические взгляды ярко выступают в статье «Объективизм в искусстве и критике», которая, к сожалению, до сих пор не получила научного освещения даже в специальных работах по истории революционной мысли России. Лишь в 1935 году А. Дымшиц справедливо указал на эту статью как на «один из ранних документов марксистской критики» (предисловие к антологии «Пролетарские поэты», т. I, «Советский писатель», 1935, стр. XLI).

Статья была написана Радиным в ссылке, очевидно в 1900 году, и напечатана уже после его смерти – в 1901 году в журнале «Научное обозрение» (N 11 – 12; за подписью А. Северова). Можно предположить, что при публикации статьи в подцензурном, легальном издании некоторые формулировки Радина были подвергнуты редакторской правке.

Но даже в таком виде, в каком статья появилась в печати, она имеет большое принципиальное значение как выступление революционного писателя-марксиста по вопросам эстетики и литературной критики.

Исходя из работ В. И. Ленина, направленных против идейных основ народничества, Радин наносит удар либеральным народникам в области эстетики, литературной критики, теории искусства.

Как известно, либеральные народники, в частности Н. Михайловский, последовательно боролись против нарождавшейся пролетарской социалистической литературы, против марксистской критики. В 90-х годах эта борьба вступила в решающую фазу. В статье «Литература и жизнь» (1899) Н. Михайловский старался доказать, что пролетарская литература, оплодотворяемая идеями марксизма, будто бы являет собой «роковое худосочие художественного творчества» и порывает с «идеалами отцов и дедов». О» нападал на марксистов – героев повести В. Вересаева «Поветрие», утверждая, что их миросозерцание, «очевидно, отрицает не только идеалы отцов и дедов, а идеалы вообще». Для Михайловского были органически чужды идейно-художественные принципы нового направления в литературе.

В то же время народники не могли не видеть, что пролетарская идеология оказывает заметное влияние «а литературную жизнь, на творчество ряда писателей, и стремились активно противодействовать этому прогрессу. Особенно показательна борьба, которую народники развернули вокруг М. Горького, стараясь помешать его идейному и творческому сближению с пролетарской литературой и марксизмом. Они даже пытались представить дело так, будто Горький враждебно относится к марксизму. Приписывая взгляды одного из героев горьковатого рассказа самому писателю, Михайловский делал злорадные выводы: «Ясно, кажется, что Горький не только не вдохновляется «новым словом» героев «Поветрия», но находится в самом резком противоречии с ним. Для сколько-нибудь внимательных читателей это и прежде было ясно, но теперь г. Горький, устами воплощенной совести молодого беллетриста, прямо говорит, что на почве Миросозерцания героев «Поветрия» (то есть марксистского миросозерцания. – П.

Цитировать

Богданов, П. Из истории революционной мысли России (Забытая статья Л. Радина) / П. Богданов // Вопросы литературы. - 1961 - №11. - C. 171-175
Копировать