№8, 1981/Жизнь. Искусство. Критика

Итоги. Задачи. Перспективы

Литература в нашей стране – дело общенародное. Год от года возрастает ее роль в жизни зрелого социалистического общества, в формировании гармонически развитой личности строителя нового мира, в создании подлинного богатства духовной культуры. Писатели пользуются у вас большим уважением и доверием народа, Коммунистической партии. Труд писателя занимает все более важное место в духовной жизни советских людей. Вот почему с таким живым интересом, с таким пристальным вниманием следили наша общественность, миллионы и миллионы читателей за работой Седьмого съезда писателей СССР, который проходил в Москве с 30 июня по 4 июля нынешнего года. Всесоюзный писательский форум стал значительным событием в общественно-политической и культурной жизни страны, получил широкий международный резонанс.

Съезду писателей СССР предшествовали съезды в республиках. Их итоги должны стать для писательских организаций, для нашей литературной критики и литературоведения предметом самого внимательного изучения и обобщения. Но о наиболее характерных особенностях прошедших республиканских съездов можно сказать уже сегодня. В некоторых республиках они состоялись в преддверии XXVI съезда Коммунистической партии Советского Союза, в большинстве же республик – после партийного съезда, в дни, когда трудящиеся нашей страны уже приступили к претворению в жизнь его исторических решений. Вдохновляющие планы партии, выдвинутые ею грандиозные задачи определили целеустремленность в работе республиканских писательских съездов. Прошедшие в деловой, творческой обстановке, они вылились в яркую демонстрацию сплоченности советских писателей вокруг ленинской партии, в демонстрацию готовности всей силой таланта действенно помогать ей конструктивно решать коренные проблемы современности.

Одна из характерных и очень важных особенностей нынешних республиканских съездов – широта взгляда на текущий литературный процесс, стремление руководствоваться общесоюзными критериями оценок, понимание, что объективно оценить успехи той или иной литературы можно лишь в общем контексте развития нашей единой многонациональной советской литературы. Так, скажем, на съезде писателей Украины, уделившем серьезное внимание анализу успехов современной прозы, разговор шел не только о новых романах Олеся Гончара, Михаила Стельмаха, Павла Загребельного, Василя Земляка, Юрия Мушкетика, многих других талантливых украинских прозаиков, но и о романах Георгия Маркова и Константина Симонова, Сергея Залыгина и Михаила Алексеева, Анатолия Иванова и Петра Проскурина, Виктора Астафьева и Федора Абрамова, Валентина Распутина и Юрия Бондарева, Александра Чаковского и Ивана Стаднюка, о романах писателей белорусских, грузинских, литовских, казахских, эстонских.

Республиканские съезды со всей очевидностью показали, что в многонациональной советской литературе по-прежнему громко звучат высокие революционные мотивы. В минувшее пятилетие новыми заметными страницами пополнились художественная Лениниана, художественная летопись Великого Октября, литература о славных героях революции и Гражданской войны, социалистического строительства, о самоотверженных защитниках Родины, отстоявших ее свободу и независимость на полях сражений Великой Отечественной войны. На многих съездах шел обстоятельный разговор об интенсивном развитии исторической прозы как об одной из заметных тенденций современного литературного процесса.

В центре внимания республиканских съездов были произведения, на страницах которых выведены яркие, впечатляющие образы современников, произведения, раскрывающие характер положительного героя наших дней. Такие произведения появились в истекшее пятилетие во всех республиках. Подробный, взыскательный их анализ – примечательная и заслуживающая всяческого одобрения особенность нынешних республиканских съездов. В отличие от съездов предыдущих значительно больше внимания было уделено художественно-публицистическим жанрам, роль которых в наши дни особенно возросла.

На всех без исключения республиканских съездах заинтересованно обсуждались проблемы мастерства художественного перевода. Это естественно и закономерно. Художественный перевод играет огромную роль в деле сближения и взаимообогащения национальных литератур, в деле интернационального воспитания и духовного взаимообогащения советских людей. С трибун республиканских съездов прозвучали слова горячей, искренней благодарности мастерам художественного перевода.

Также естественно и закономерно большое место на республиканских съездах заняли вопросы воспитания литературной смены, работы с творческой молодежью. Как говорил на съезде писателей РСФСР Сергей Михалков, «завтрашнюю литературную ситуацию будут определять те, кто начинает творческий путь сегодня. Будущее принадлежит им по праву молодости, а это право неоспоримое». В многонациональную советскую литературу пришли одаренные молодые авторы. В издательских планах, на страницах литературной периодики все чаще встречаются имена молодых поэтов, прозаиков, драматургов, критиков, чье творчество становится заметным вкладом в наше искусство. Оправдали себя всесоюзные совещания молодых писателей, творческие семинары, издания различных сборников и антологий.

Работа с творческой молодежью требует постоянного внимания всех писательских организаций. Они не могут не быть озабоченными тем фактом, что самые большие достижения нашей многонациональной литературы связаны сегодня не с новыми именами, а с новыми книгами уже известных авторов. «Многие молодые, – говорил на съезде писателей Таджикистана Мумин Каноат, робко прикасаются к большим темам и формам. Наши наставники в тридцать лет были авторами известных романов и поэм. Сегодня же никто из тридцатилетних не написал ни романа, ни поэмы… Надо понять:

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №8, 1981

Цитировать

От редакции Итоги. Задачи. Перспективы / От редакции // Вопросы литературы. - 1981 - №8. - C. 3-12
Копировать