№8, 1981/Литературная жизнь

Итоги. Задачи. Перспективы

Литература в нашей стране – дело общенародное. Год от года возрастает ее роль в жизни зрелого социалистического общества, в формировании гармонически развитой личности строителя нового мира, в создании подлинного богатства духовной культуры. Писатели пользуются у вас большим уважением и доверием народа, Коммунистической партии. Труд писателя занимает все более важное место в духовной жизни советских людей. Вот почему с таким живым интересом, с таким пристальным вниманием следили наша общественность, миллионы и миллионы читателей за работой Седьмого съезда писателей СССР, который проходил в Москве с 30 июня по 4 июля нынешнего года. Всесоюзный писательский форум стал значительным событием в общественно-политической и культурной жизни страны, получил широкий международный резонанс.

Съезду писателей СССР предшествовали съезды в республиках. Их итоги должны стать для писательских организаций, для нашей литературной критики и литературоведения предметом самого внимательного изучения и обобщения. Но о наиболее характерных особенностях прошедших республиканских съездов можно сказать уже сегодня. В некоторых республиках они состоялись в преддверии XXVI съезда Коммунистической партии Советского Союза, в большинстве же республик – после партийного съезда, в дни, когда трудящиеся нашей страны уже приступили к претворению в жизнь его исторических решений. Вдохновляющие планы партии, выдвинутые ею грандиозные задачи определили целеустремленность в работе республиканских писательских съездов. Прошедшие в деловой, творческой обстановке, они вылились в яркую демонстрацию сплоченности советских писателей вокруг ленинской партии, в демонстрацию готовности всей силой таланта действенно помогать ей конструктивно решать коренные проблемы современности.

Одна из характерных и очень важных особенностей нынешних республиканских съездов – широта взгляда на текущий литературный процесс, стремление руководствоваться общесоюзными критериями оценок, понимание, что объективно оценить успехи той или иной литературы можно лишь в общем контексте развития нашей единой многонациональной советской литературы. Так, скажем, на съезде писателей Украины, уделившем серьезное внимание анализу успехов современной прозы, разговор шел не только о новых романах Олеся Гончара, Михаила Стельмаха, Павла Загребельного, Василя Земляка, Юрия Мушкетика, многих других талантливых украинских прозаиков, но и о романах Георгия Маркова и Константина Симонова, Сергея Залыгина и Михаила Алексеева, Анатолия Иванова и Петра Проскурина, Виктора Астафьева и Федора Абрамова, Валентина Распутина и Юрия Бондарева, Александра Чаковского и Ивана Стаднюка, о романах писателей белорусских, грузинских, литовских, казахских, эстонских.

Республиканские съезды со всей очевидностью показали, что в многонациональной советской литературе по-прежнему громко звучат высокие революционные мотивы. В минувшее пятилетие новыми заметными страницами пополнились художественная Лениниана, художественная летопись Великого Октября, литература о славных героях революции и Гражданской войны, социалистического строительства, о самоотверженных защитниках Родины, отстоявших ее свободу и независимость на полях сражений Великой Отечественной войны. На многих съездах шел обстоятельный разговор об интенсивном развитии исторической прозы как об одной из заметных тенденций современного литературного процесса.

В центре внимания республиканских съездов были произведения, на страницах которых выведены яркие, впечатляющие образы современников, произведения, раскрывающие характер положительного героя наших дней. Такие произведения появились в истекшее пятилетие во всех республиках. Подробный, взыскательный их анализ – примечательная и заслуживающая всяческого одобрения особенность нынешних республиканских съездов. В отличие от съездов предыдущих значительно больше внимания было уделено художественно-публицистическим жанрам, роль которых в наши дни особенно возросла.

На всех без исключения республиканских съездах заинтересованно обсуждались проблемы мастерства художественного перевода. Это естественно и закономерно. Художественный перевод играет огромную роль в деле сближения и взаимообогащения национальных литератур, в деле интернационального воспитания и духовного взаимообогащения советских людей. С трибун республиканских съездов прозвучали слова горячей, искренней благодарности мастерам художественного перевода.

Также естественно и закономерно большое место на республиканских съездах заняли вопросы воспитания литературной смены, работы с творческой молодежью. Как говорил на съезде писателей РСФСР Сергей Михалков, «завтрашнюю литературную ситуацию будут определять те, кто начинает творческий путь сегодня. Будущее принадлежит им по праву молодости, а это право неоспоримое». В многонациональную советскую литературу пришли одаренные молодые авторы. В издательских планах, на страницах литературной периодики все чаще встречаются имена молодых поэтов, прозаиков, драматургов, критиков, чье творчество становится заметным вкладом в наше искусство. Оправдали себя всесоюзные совещания молодых писателей, творческие семинары, издания различных сборников и антологий.

Работа с творческой молодежью требует постоянного внимания всех писательских организаций. Они не могут не быть озабоченными тем фактом, что самые большие достижения нашей многонациональной литературы связаны сегодня не с новыми именами, а с новыми книгами уже известных авторов. «Многие молодые, – говорил на съезде писателей Таджикистана Мумин Каноат, робко прикасаются к большим темам и формам. Наши наставники в тридцать лет были авторами известных романов и поэм. Сегодня же никто из тридцатилетних не написал ни романа, ни поэмы… Надо понять: обращение к темам большого общественного звучания приведет молодого литератора к гражданской и творческой зрелости».

На съездах в ряде республик, пожалуй, впервые обсуждались – именно обсуждались, а не мимоходом упоминались – вопросы, связанные с работой писателей для радиовещания и телевидения, имеющих дело с многомиллионной аудиторией слушателей и зрителей. А на Седьмом съезде писателей СССР впервые была создана и работала специальная комиссия «Литература для телевидения и радио как часть художественного творчества».

Также, пожалуй, впервые на некоторых республиканских съездах с такой остротой говорилось о необходимости изучения современного читателя, его духовных интересов и потребностей, восприятия им литературы. «Что мы знаем о своем читателе и знаем ли что-нибудь? – прозвучал с трибуны съезда писателей Украины вопрос докладчика Павла Загребельного. – Скажем откровенно: о читателе мы не знаем почти ничего, хотя ежегодно, как свидетельствуют отчеты Бюро пропаганды советской литературы, писатели выступают перед читателями по сорок тысяч раз. Ибо там, где мы выступаем, уже не читатели, а слушатели.

Цитировать

От редакции Итоги. Задачи. Перспективы / От редакции // Вопросы литературы. - 1981 - №8. - C. 3-12
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке