№1, 2010/Книжный разворот

История литературы Италии. Т. 2. Возрождение. Кн. 1. Век гуманизма

 

Выход в свет первой части второго тома «Истории литературы Италии» итальянисты ждали с нетерпением. Появление работы, которая давала бы полное и соответствующее современному развитию науки представление о литературном процессе Италии XV столетия — давно назревшая необходимость. Переведенные у нас литературные истории А. Гаспари, А. Оветта и Ф. Де Санктиса, сослужив хорошую службу в годы становления отечественной итальянистики, сегодня воспринимаются как памятники научной мысли конца XIX века. К истории науки можно отнести и работы С. Мокульского 1930-1940-х годов — монографию и главу в вузовском учебнике. Даже раздел в «Истории всемирной литературы», написанный Р. Хлодовским и Д. Михальчи, требует существенной корректировки. При всей важности и значимости деятельности упомянутых ученых советской школы, сегодня неприемлемой оказывается сама ее методология. Вместе с тем именно на работах этой школы выросли современные отечественные исследователи, и желание авторов тома отдать дань уважения двум выдающимся итальянистам уходящего поколения (том посвящен памяти Р. Хлодовского и В. Гращенкова), думается, разделят многие специалисты в нашей стране.

Том открывает вводная статья М. Андреева «Первый век Ренессанса». Полуторавековая история изучения Возрождения до сих пор не нашла своего однозначного разрешения в науке, и от исследователя требуются особое искусство и профессионализм, чтобы не пойти по пути критического разбора многочисленных концепций. Выделив две линии в истории изучения эпохи — Буркхардта и Бурдаха, М. Андреев делает акцент на том, что объединяет всех участников затянувшейся дискуссии: возвращение к греко-римской древности и рост индивидуального сознания. Определение первичности одного признака эпохи по отношению к другому — на чем обломало копья не одно поколение исследователей — по справедливому мнению ученого просто некорректно: одно не существует без другого. Индивидуальное тогда представляет ценность, когда может выразить себя на языке общего. Единственная область, где они входят во взаимодействие, подчеркивает М. Андреев, это область стиля, так как только в авторском стиле эстетически значимый результат достигается путем индивидуальной работы над заданной традицией нормой.

Стремление автора вводной статьи перевести разговор о своеобразии Возрождения исключительно в план литературно-эстетических категорий понятно и для истории литературы в определенной мере оправданно. Такая трактовка Возрождения соответствует классификации трех типов художественного сознания, данных С. Аверинцевым, и в наиболее полном виде представлена в сборнике 1994 года «Историческая поэтика», участником которого был М. Андреев.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2010

Цитировать

Якушкина, Т.В. История литературы Италии. Т. 2. Возрождение. Кн. 1. Век гуманизма / Т.В. Якушкина // Вопросы литературы. - 2010 - №1. - C. 476-479
Копировать