История и современность
1
Критик, всеми помыслами обращенный к современности, к ее общественно-политическим и литературно-художественным интересам и задачам, Добролюбов начал свою деятельность статьей по истории журналистики и впоследствии вновь писал на эту тему. Писал всерьез и обстоятельно, с таким исследовательским воодушевлением, которому могли бы позавидовать профессиональные литературоведы. Пытаясь объяснить это во многом неожиданное обстоятельство, обычно ссылаются на то, что сам предмет занятий Добролюбова – сатирическая журналистика XVIII века – таил в себе остро злободневное политическое содержание и тем самым открывал большие возможности перед критиком-демократом.
Само по себе это утверждение, конечно, справедливо. Но его явно недостаточно, чтобы понять характер и своеобразие добролюбовского обращения к прошлому. А между тем это едва ли не главное, когда речь идет о методологических принципах Добролюбова и особенностях его позиции в общественно-литературной борьбе конца 50-х – начала 60-х годов. В высшей степени знаменательно, что первый, кто задумался над этими вопросами, как увидим, был сам Добролюбов: обращение к прошлому у него методологически осознано и целенаправленно.
Свою первую статью Добролюбов посвятил «Собеседнику любителей российского слова» (1783 – 1784) – одному из наиболее примечательных изданий в сатирической журналистике XVIII века, в котором развернулась почти вся литературная деятельность русских писателей этого времени. Статьей о «Собеседнике» Добролюбов вступал в литературу в очень ответственный, в известном смысле переломный для нее момент. Борьба за утверждение русской литературы на путях реализма после «мрачного семилетия» происходила в очень сложных условиях. Сказывалось не только влияние эпигонской критики, возобладавшей в период реакции и успевшей в какой-то мере привить свои эстетические критерии и тем самым повлиять на литературный процесс. Может быть, еще значительнее было то обстоятельство, что сама общественная обстановка на рубеже 60-х годов с присущими ей либеральными иллюзиями, упоением «гласностью» и надеждами на правительственные преобразования толкала многих писателей к поверхностным наблюдениям и тощим «обобщениям», не затрагивавшим существа социальных противоречий современности и, следовательно, затруднявшим создание сколько-нибудь крупных и оригинальных характеров.
В этих условиях центральной идейно-эстетической проблемой закономерно является вопрос «о положительном и отрицательном отношении к жизни в русской литературе» (так – для своего времени очень точно – называлась статья третьестепенного критика А. Иванцова-Платонова, опубликованная в 1859 году в «Русской беседе»), о характере реализма и прежде всего о его критическом пафосе. Именно критическая устремленность художественного творчества в одно и то же время отвечала и задачам общественного развития, и собственно эстетическим «потребностям искусства той эпохи; в осознании этого единства была сила революционно-демократической критики. Борьба за жизненность содержания литературы становится для Добролюбова прежде всего борьбою за ее критическую устремленность.
Это во многом объясняет его обращение к «Собеседнику»: журнал давал повод для постановки животрепещущих вопросов о сущности и характере сатиры, о ее целях и творческих принципах. Однако своеобразие работы Добролюбова – не просто в ощущении актуальности историко-литературного материала (этого ощущения отнюдь не были лишены и А. Н. Афанасьев, и другие исследователи сатиры XVIII века) и не только в революционно-демократической идейности. Своеобразие это исходило из стремления сочетать актуальность проблематики и обобщений с историзмом в подходе к литературе прошлого. Можно даже сказать, что Добролюбов добивается подлинной актуальности историко-литературного исследования прежде всего благодаря тенденциям историзма в своем методе. Ибо его историзм в наибольшей для той поры степени приближал к познанию исторической правды и, следовательно, создавал наилучшие предпосылки для осмысления и своеобразного использования в интересах современности наиболее поучительного в общественно-литературном опыте прошлого.
Как же строит Добролюбов свой анализ? Больше всего его интересуют характер, идейная направленность и основные принципы сатирических обобщений в творчестве сотрудников «Собеседника». Критик прежде всего «проверяет» художественное произведение породившей его действительностью, определяя, насколько характерны и значительны и как близко стоят к самой сущности больших, решающих проблем жизни те факты, которые привлекали к себе внимание писателя, и насколько они верно поняты и оценены им. Сатира XVIII века в ее обращенности к современной ей действительности – таков угол зрения Добролюбова на литературный материал прошлого, угол зрения тем более естественный, что сами писатели той поры «должны были следить за современностью, угадывать потребности общества, если хотели иметь успех» 1.
Само же понятие современности у Добролюбова многогранно и емко, и прежде всего потому, что пронизано революционно-демократической идейностью. Социальные противоречия русского общества, «неравномерное распределение в нем умственных и вещественных преимуществ» (т. I, стр. 32), идейная жизнь за рубежом и разноречивые отголоски ее в России – все это и многое другое образует в анализе Добролюбова картину эпохи, в связь с которой и ставится движение литературы. И как раз потому, что время взято критиком в столкновении различных начал, читатель без подсказок чувствует, на стыке каких, социальных явлений должна была бы рождаться (и порою действительно рождалась) подлинная сатира и как часто сатирические произведения захватывали лишь отдаленные, сходящие на нет отзвуки серьезных жизненных конфликтов.
Вглядываясь в прошлое литературы, Добролюбов осмысливает его и в связи с опытом и идейной борьбой современности. Для него, как и для Белинского, Чернышевского, Герцена, история продолжается в современности. Но дело опять-таки в том, каким образом извлекает Добролюбов уроки из прошлого и как «включает» их в общественно-литературную борьбу новой эпохи. Есть в статье о «Собеседнике» и прямые сопоставления современной литературы с сатирой XVIII века, однако и здесь проявилась та особенность подхода Добролюбова к литературе прошлого, которая имеет важное общее значение. Речь идет о том, что Добролюбов соотносит потребности и перспективы современной литературы не с теми или иными частными или второстепенными особенностями творческого опыта прошлого», а именно с принципиальными установками, определяющими характер и направление идейно-художественных исканий предшественников. В данном случае сама постановка вопроса об идейно-эстетических принципах сатиры XVIII века была такова, что вела не только к исторически локальным выводам, но и к более широким обобщениям, приобретавшим злободневное значение в борьбе против либерально-мелкотравчатого обличительства, за сатиру подлинно демократическую.
Опыт прошлого осваивается Добролюбовым в его наивысшей концентрации, и оказывается, что емкость обобщений историко-литературного материала отнюдь не противостоит актуальности выводов, а, напротив, служит важной ее предпосылкой:
Своеобразие историзма Добролюбова яснее проступает в сопоставлении с тенденциями критики и литературоведения той поры. Ко времени статьи Добролюбова относится обострение начавшихся значительно раньше споров об «исторической критике». В борьбе с революционно-демократическим направлением либералы, и в частности «Отечественные записки», пытаются канонизировать «Историческую критику», якобы воплотившую в себе все ценное в предшествующих ей школах. Однако в толковании «исторической критики» журнал Краевского сугубо тенденциозен и пытается поставить ей в заслугу то, что отражало эпигонский, упадочнический характер литературных штудий «мрачного семилетия»: воинствующий эмпиризм, схоластику, упоение историческими раритетами и мелочами. «Отечественные записки» как бы собирались присвоить обязывающее название «исторической критики» так называемому «библиографическому направлению», против которого боролся Чернышевский и выступил в своей статье Добролюбов. Во всяком случае» журнал легко смешивал историзм как принцип и историю как предмет изучения.
В обильной критической продукции начала 50-х годов принцип историзма превращался на практике в оправдание именем истории всяческих идеологических индульгенций, в безудержный и всепримиряющий объективизм, для которого понять означает принять и простить – уже хотя бы на том основании, что каждое литературное явление обусловлено и, следовательно, исторически объяснимо. «И в этом не менее, чем в погружении в мелочный и архаический материал, проявился отрыв от современности, вдохновенное гробокопательство адептов подобного «историзма», по заслугам расцененного Чернышевским и Добролюбовым как порождение общественного упадка периода «мрачного семилетия».
Имел Добролюбов достаточное основание и для своего весьма существенного замечания об «умении» исторической критики «доказывать» утрату писателями прошлого своего значения «в наше время». Дело в том, что иные критики, опять-таки прежде всего из-за своего «академизма», общественной пассивности и политически бесцветного либерализма, доводили историзм до релятивизма. С помощью пресловутых комментаторских мелочей и подробностей они так «привязывали» литературное произведение к породившему его времени и своим «анализом» так опустошали его как факт эстетический, что оно лишалось какой-либо жизнеспособности за узкими рамками периода своего возникновения. Даже литераторы, связанные с демократическими кругами, попадали порою в эту колею.
Так, примерно в то время, когда писалась работа о «Собеседнике», будущий редактор «Русского слова» Г. Е. Благосветлов выступил со статьей «Взгляд на русскую критику» («Отечественные записки», 1856). Он убедительно полемизировал с «эстетиками», поклонявшимися «надвременной»»идее изящного», и отстаивал историчность эстетического чувства и художественности. Однако Благосветлов недооценил «общее», «устойчивое» в эстетических переживаниях и потребностях, роль преемственности в художественном развитии, и в результате отважился заявить (пусть и в споре, но ведь и полемические заострения имеют предел!), что через сто лет даже творчество Гоголя покажется странным и нелепым…
Подобный «релятивизм» оборачивался, в сущности, антиисторизмом и противостоял действенности и актуальности критики.
2
Историзм же Добролюбова, обогащаясь и приобретая новые формы, оказывался – в главном и решающем – все более эффективным средством воздействия на современное литературное движение. Особенно примечательным представляется при этом стремление Добролюбова рассматривать явления в реальном многообразии их связей, в их внутренней целостности, в их исторической динамике. Разумеется, далеко не во всех работах эти установки осуществлялись одинаково полно и всеобъемлюще: каждый раз своеобразие задачи, решаемой критиком, определяло и преимущественный интерес к той или» иной стороне проблемы (кстати, в этом тоже воплощалось «чувство времени»). В одном случае интерес критика сосредоточен преимущественно на изучении фактов, так сказать, по исторической горизонтали, в их связи со всей совокупностью общественно-литературных обстоятельств времени («Русская сатира в век Екатерины»). В другом – на изучении фактов в их смене и преемственности, по исторической вертикали, по мере приближения к эпохе критика («О степени участия народности в развитии русской литературы»).
Попытаемся конкретизировать эту общую характеристику.
Хорошо известно, что и вторая статья Добролюбова о сатире XVIII века была нерасторжимо связана с особенностями общественно-литературного движения 50 – 60-х годов, с революционно-демократическим толкованием его задач. Наиболее убедительно в творчестве критика об этом, пожалуй, свидетельствуют «Литературные мелочи прошлого года», опубликованные за несколько месяцев до «Русской сатиры в век Екатерины». Добролюбов сам ставил эти статьи в прямую связь между собою. В «Литературных мелочах прошлого года» рассматривается целый комплекс злободневных общественно-политических и литературно-эстетических проблем, свое решение которых критик воинствующе противополагает проявлениям либерализма в различных областях общественной жизни и прежде всего в обличительной литературе.
С максимально доступной в подцензурной печати определенностью Добролюбов показал мелочность и поверхностность произведений, обличающих «не то и не так», не добирающихся до конечных социальных причин зла и довольствующихся нападками на «личности» и «злоупотребления». Да иначе и не могло быть, говорит критик. Ведь сами «обличители» находятся в идейно-политической зависимости от верхов, от правительства и исключительно с ними связывают свои преобразовательные прожекты, насквозь иллюзорные, хотя и способные ввести в заблуждение. Отсюда, собственно, и «творческие принципы» обличительной литературы, отвергающей типизацию, социально-историческое объяснение человека и возвращающей нас к той дидактической сатире, которая по своему усмотрению «конструировала» образцы порока (и добродетели), чтобы затем дергать эти марионетки за ниточки и создавать видимость назидательного жизнеподобия.
Для обоснования и утверждения своих идей о современном обличительстве Добролюбов обращается и к сатире XVIII века. Оглядываясь на прошлое, он и в этом случае думает о настоящем. Но, во-первых, прошлое и само по себе поучительно для настоящего, а во-вторых, «о настоящем времени всегда трудно произносить откровенное и решительное суждение, а у нас в настоящее время… подобное суждение положительно невозможно» (т. II, стр.
- Н. А. Добролюбов, Полн. собр. соч., т. I, M. 1934, стр. 32. Все дальнейшие ссылки на это издание даются в тексте.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.