№2, 1959/Обзоры и рецензии

История грузинской литературы

А. Барамидзе, Ш. Радиани, Б. Жгенти, История грузинской литературы. Краткий очерк, изд. «Заря Востока», Тбилиси, 1958, 596 стр.

Авторы «Истории грузинской литературы» удачно систематизировали большой фактический материал – от первого дошедшего до нас оригинального литературного памятника «Мученичество Шушаники» (вторая половина V века) до современных произведений социалистического реализма. Эрудированно и точно в книге анализируются и оцениваются многие выдающиеся произведения, популяризируются достижения грузинской литературы.

Написанный ясно и просто, краткий очерк окажет читателю немалую пользу в ознакомлении с многовековыми художественными богатствами грузинского народа.

Важным достоинством книги является то, что она обращена к современности. Не говоря о том, что более трети ее посвящено советской грузинской литературе, и о наследии прошлого авторы рассказывают так, что оно оказывается близким и дорогим для людей советской эпохи, в нем оттеняются черты, ставшие устойчивыми традициями художественного развития грузинского народа.

В сравнении с «Историей грузинской литературы», изданной Учпедгизом в 1952 году, рецензируемая коллективная работа тех же авторов более четко выделяет ведущие тенденции истории национального искусства слова, объективно оценивает значение ряда литературных явлений, в подходе к которым прежнее издание грешило некоторыми натяжками и предвзятостью.

Правда, к сожалению, авторы не отказались от несовершенной композиционной структуры издания 1952 года. По-прежнему излишне ограничены рамки обзорных глав, посвященных описанию литературного процесса, и гораздо большее внимание уделяется портретам отдельных писателей.

Нет спора, что писатель – центральная фигура литературного процесса. Однако история любой национальной литературы не сводится к арифметической сумме портретов ряда писателей. Литературовед не может обойтись без широких обобщений конкретного содержания литературного процесса, цель которых осмыслить характер и закономерности литературного движения разных эпох.

Раздел о древней грузинской литературе V – XVIII веков с превосходным знанием историко-литературного материала написан Александром Барамидзе. Он опирается на значительные успехи грузинского советского литературоведения в исследовании этого почти полуторатысячелетнего периода, в том числе и на первоклассные труды академика К. Кекелидзе.

Центральное положение в этом разделе по достоинству занимает глава о Шота Руставели. Тонкий идейно-художественный анализ его поэмы «Витязь в тигровой шкуре» раскрывает мастерство автора этого шедевра национальной и мировой литературы, определяет роль этой поэмы в духовной жизни грузинского народа.

Органически необходимыми оказываются в характеристике наследия Шота Руставели и справочные сведения о народных вариантах «Витязя в тигровой шкуре», изданиях и переводах поэмы.

К сожалению, А. Барамидзе только вскользь упоминает о народных истоках поэмы Ш. Руставели. Безусловно, следовало подчеркнуть и характер новаторства Руставели, упомянуть о всесоюзном размахе празднования 750-летия «Витязя в тигровой шкуре», о поэтизации образа Руставели в литературах народов СССР, о претворении мотивов поэмы в разных видах искусства.

С основными моментами истории грузинской литературы XIX века знакомит Шалва Радиани. И хотя он сводит обзорные замечания о литературном процессе к очень коротким пояснительным справкам, его разделы богаты фактами, интересными наблюдениями. Пусть и не во всей полноте, но все же перед читателем предстают главные вехи творческого пути создателей непреходящих ценностей новой классической грузинской литературы. Автор дает до тридцати историко-литературных зарисовок писателей, с именами которых связано процветание романтизма и затем становление критического реализма в Грузии.

Выделяется своей емкостью монографическая характеристика жизни и деятельности Ильи Чавчавадзе. Ш. Радиани указывает на выдающееся значение великого писателя-энциклопедиста в общественно-литературном и национально-освободительном движении Грузии 60 – 70-х годов: «Илья Чавчавадзе является вместе с Акакием Церетели основоположником новой грузинской литературы, создателем нового литературного языка. Он обогатил грузинскую литературу подлинными шедеврами художественного творчества, оказал огромное влияние на все последующее ее развитие» (стр. 189). Эта общая оценка аргументируется анализом произведений, мастерства, эстетических взглядов И. Чавчавадзе.

Книга знакомит с наиболее существенными положениями материалистической эстетики И. Чавчавадзе и А. Церетели, выработанными ими с глубоким учетом запросов грузинского общества и под решающим воздействием русской революционно-демократической эстетической мысли. Выступая против консервативных сторонников «искусства для искусства», отвергая каноны антинародных литературных течений вроде реакционного романтизма, они последовательно отстаивали принципы критического реализма. В эстетических трудах и художественных произведениях шестидесятников утверждаются передовые традиции, определившие идейный подъем грузинской литературы, – традиции, воспринятые и мастерами социалистического реализма.

Цитировать

Фетисов, М. История грузинской литературы / М. Фетисов // Вопросы литературы. - 1959 - №2. - C. 217-221
Копировать