Исторические судьбы русского романтизма
Историческим судьбам романтизма в русской литературе была посвящена межвузовская научная конференция, проходившая в Кемеровском пединституте.В конференции приняли участие работники вузов Казани, Воронежа, Саратова, Карачаевска, Калинина, Уфы, Караганды, Винницы, Барнаула, Бийска и других городов.
Конференция открылась докладом А. Микешина (Кемерово) «Проблема исторических судеб русского романтизма в современном литературоведении».
В докладе «О хронологических рамках существования романтизма» Н. Гуляев (Казань) выступил против хронологической локализации романтизма в пределах первой половины XIX века. Полемизируя со своими оппонентами, Н. Гуляев, в частности, подчеркивает, что если реализм существовал в разные эпохи, то и романтизм также не может быть ограничен временными пределами первой половины XIX века, он существовал и в другие исторические эпохи.
Подчеркивая, что романтизм не имеет особого объекта изображения, что ему, как и реализму, доступен весь мир, докладчик констатировал, что специфика романтизма состоит в особом типе мышления, во внимании к возвышенным сторонам жизни. Одна из главных типологических черт романтизма – преувеличение роли субъективного начала в творчестве и жизни.
Если существуют различные реалистические методы (реализм возрожденческий, просветительский, критический, социалистический), то правомерно, утверждал Н. Гуляев, говорить и о различных романтических методах.
С докладом «Роль межнациональных культурных связей в развитии романтического течения в советской литературе (К постановке проблемы)» выступила Л. Егорова (Карачаевск). Проблема рассмотрена докладчиком на обширном материале преимущественно кавказских литератур.
В докладе «Романтизм и русская песенная поэзия XIX-XX веков» Я. Гудошников (Воронеж) показал, что романтизм внес в русскую песенную поэзию культ чувства, народность, новую поэтику. Если песенная поэзия раньше носила номинативный характер (чувства только назывались), то романтизм вводит в песенную поэтику сюжетно-конструктивный принцип. По мнению Я. Гудошникова, романтизм в русской песенной поэзии утвердил Мерзляков; с возникновением романтизма в песенной поэзии связано и появление первых революционных песен (песни декабристов).
Во второй «половине XIX века романтизм господствует в городском романсе. Городской романс, который, кстати сказать, всегда недооценивался фольклористами, содержал нередко резкий протест против социальной несправедливости. Докладчик говорит также о романтическом элементе в исторических песнях (песни о Степане Разине), о романтизме революционных песен пролетариата.
Н. Портнова (Барнаул) прочитала доклад «Поэтика Жуковского и сентиментализм»; И.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.