№12, 1965/История литературы

Исследование художественного творчества молодого Энгельса

К. СЕЛЕЗНЕВ, СССР

Широко известно, что основы марксистского литературоведения были заложены еще Ф. Энгельсом, который не только создал вместе с Марксом прочные философские основы науки о литературе, но и оставил много ценнейших высказываний по коренным вопросам теории и истории литературы. Гораздо менее известно, однако, что в качестве критика и историка литературы Энгельс выступил еще в юношеские годы и что уже тогда он заявил о себе также как поэт, прозаик и переводчик.

Разумеется, его юношеские поэтические и прозаические опыты и переводы, эпистолярное наследие тех лет имеют главным образом биографическое значение, служат источником для исследования формирования его революционно-демократических, а затем социалистических и материалистических взглядов, предыстории его перехода к научному коммунизму. Они важны и как источники анализа его эстетических воззрений тех лет. Не лишены они и определенных художественных достоинств. К тому же освещение истории германской литературы и публицистики 30-х – начала 40-х годов XIX века не может быть полным без учета художественных произведений молодого Энгельса.

Изучение этих произведений развернулось, однако, значительно позже, чем других частей его наследия, да и поныне не приобрело еще широкого размаха. Это отчасти связано с тем обстоятельством, что вплоть до 1914 года в исторической литературе господствовало мнение, что Ф. Энгельс впервые выступил на страницах печати лишь в «Немецко-французских ежегодниках», первый выпуск которых вышел в свет в Париже в феврале 1844 года. Напомним, что именно в этом томе были опубликованы его знаменитые «Наброски к критике политической экономии», которые Маркс восхищенно назвал «гениальными набросками к критике экономических категорий» 1, и статья «Положение Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящее». Лондон, 1843″.

Правда, еще в январе 1840 года, когда отмечалось 400-летие книгопечатания, Энгельс, публикуя в альбоме памяти Гутенберга перевод на немецкий язык поэмы испанского поэта Мануэля-Хосе Кинтана «A la invention de la imprente» («На изобретение книгопечатания», 1802), подписал этот перевод собственным именем, но эта публикация ускользнула от внимания биографов. Более того, Э. Флотвелль в конце 1841 года писал И. Якоби об «известном Освальде» из «Телеграфа», который «отбывает воинскую повинность в Берлине», но письмо это осталось неопубликованным. Во втором томе «Энциклопедии» Виганда (1845) в статье об Эдгаре Бауэре прямо указывалось на тождество «Освальда» и Энгельса, но это указание обнаружено Б. Андреасом лишь в наши дни2.

Наконец, в 1885 году немецкий реакционный историк Г. Адлер глухо упомянул о том, что Энгельс в молодости сотрудничал в газете «Telegraph fur Deutschland» и опубликовал брошюру против Шеллинга и сатирическую поэму3, но марксистская историография недоверчиво отнеслась к этому сообщению, и оно было забыто.

Первые биографы Энгельса – К. Каутский, Э. Маркс-Эвелинг, В. Либкнехт – совсем не упоминали о литературной деятельности Энгельса до 1844 года, не сказано о ней и у буржуазного историка В. Зомбарта. Изучая литературу 30 – 40-х годов XIX века, историки-марксисты неоднократно наталкивались на некоторые произведения, опубликованные без подписи или подписанные загадочным значком либо, наконец, именем «Фридрих Освальд», но не ставили их в связь с именем Энгельса. Только в 1914 году биограф Энгельса, прогрессивный буржуазный историк Г. Майер, нашел косвенное доказательство, что «Фридрих Освальд» – это псевдоним Энгельса. Почти одновременно с ним новое тому доказательство опубликовал и Д. Рязанов. Действительно, найденное тогда письмо к Арнольду Руге от 15 июня 1842 года Энгельс собственноручно подписал: «Ф. Энгельс (Освальд)». В дальнейшем, когда было обнаружено письмо Энгельса к сестре Марии от 12 февраля и к Вильгельму Греберу от 28 – 30 апреля 1839 года4, стало известно, что статьи, заметки и стихи, появлявшиеся в «Bremer Stadt-Bote» за подписью «Теодор Гильдебранд», также принадлежат его перу. Позднее были установлены и некоторые другие псевдонимы Энгельса тех лет («Ф. О.», «С. Освальд», «Фридрих О.» и др.). Тем самым стал известен целый круг неизвестных ранее произведений. По подсчетам чехословацкой исследовательницы В. Махачковой, Энгельс в течение шести лет, с 1838 по 1844 год, написал четырнадцать стихотворений, четырнадцать литературно-критических статей, шестнадцать рассказов и путевых записей, двенадцать полемических заметок и девять теоретических статей, печатался в шестнадцати немецких, швейцарских, английских и французских газетах и в трех литературных сборниках5. Та же В. Махачкова предприняла недавно попытку библиографического описания произведений, принадлежащих перу молодого Энгельса6.

К ним нужно присоединить и много рукописных материалов, не предназначавшихся для печати и при жизни Энгельса не публиковавшихся. Таковы, например, его письма сестре Марии (сохранилось 31 письмо к ней) и к друзьям юношеских лет, Фридриху и Вильгельму Греберам (известно 20 таких писем);

Первую попытку собрать воедино и переиздать ранние произведения Энгельса предпринял в 1920 году Г. Майер. В изданный им «Дополнительный том» к биографии Энгельса вошли некоторые статьи, корреспонденции, стихи 1838 – 1844 годов. Несмотря на несомненное научное значение этого издания, вскоре обнаружилась и его неполнота.

На прочную научную основу дело издания литературного наследия Ф. Энгельса было впервые поставлено в СССР. Произведения и письма Ф. Энгельса, относящиеся к периоду до 1844 года, были собраны во втором томе Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса (в русском переводе), а в 1930 году вышел второй том Полного международного собрания сочинений на языке оригинала (MEGA), в который включено много поэтических и прозаических произведений, не представленных в русском издании. В общей сложности, здесь напечатано вдвое больше произведений, чем было собрано Г. Майером. Этот том MEGA и поныне служит важнейшей документальной основой исследований раннего периода творчества Энгельса, несмотря на то, что с течением времени ученые обнаружили в нем некоторые неточности и пробелы. В 1955 году появился первый том второго издания Сочинений на русском языке. Том этот (вместе с изданным в 1956 году дополняющим его сборником «Из ранних произведений» К. Маркса и Ф. Энгельса) включает почти все ранние произведения Энгельса в заново проверенных и уточненных переводах.

Одну из важных задач в области исследования творчества молодого Энгельса марксистская историческая наука видит в том, чтобы продолжать поиски неизвестных произведений Энгельса тех лет. И успех этой работы зависит от коллективных усилий ученых разных стран. В этой области уже удалось сделать ряд важных находок. Иные из них уже упоминались, правда, в нашей печати7, но достаточно отчетливо описаны не были.

Так, в начале 1956 года профессор германской филологии Мюнстерского университета (ФРГ) Карл-Шульте Кеммингхаузен обнаружил в архиве поэтессы XIX века А. фон Дросте неизвестное письмо Энгельса к немецкому писателю и переводчику, Другу Дросте и Фрейлиграта, Левин Шюккингу (от 2 июля 1840 года), а в 1957 году в архиве семьи Шюккинг – более раннее письмо Энгельса к тому же Левин Шюккингу (от 18 июня 1840 года). Имя Л. Шюккинга упоминалось в одном из писем Энгельса к Ф. Греберу за 1839 год8, но о знакомстве и переписке с ним Энгельса до сих пор известно не было. В этих письмах (еще не опубликованных по-русски) Энгельс не только дает оценку творчества К. Тучкова и А. Дросте и критической статье Л. Шюккинга о нем, но и обсуждает план совместной (с участием Г. Пюттмана) работы по переводу на немецкий язык произведений Шелли и их издания отдельным томиком, о чем не встречалось никаких упоминаний в других произведениях и письмах Энгельса. В связи с этим Энгельс дает живую характеристику состояния книгоиздательского дела в Германии. Из писем видно, как сильно интересовался Энгельс свободолюбивыми стихами Шелли.

В 1957 году В. Махачкова установила также, что стихотворение «На смерть Иммермана» было не только опубликовано Энгельсом в 1840 году в журнале «Morgenblatt fur gebildete Leser», но и появилось (возможно, даже без его ведома) в 1841 году в сборнике «Lieder der Zeib. В 1960 году германский ученый Б.

  1. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 13, стр. 8.[]
  2. «Pregled», 1956, Nr. 3; Bert Andreas, Friedrich Engels’ Weg zum Kommunismus, «Periodikum fur wissenschaftlichen Sozialismus», Munchen, 1959, Nr. 11, S. 51.[]
  3. См.: G. Adler, Die Geschichte der ersten sozialpolitischen Arbeiterbe-wegung in Deutschland mit besonderer Rucksicht auf die einwirkenden Theorien, Breslau, 1885, S. 141.[]
  4. См.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, Госполитиздат, М. 1956, стр. 295.[]
  5. V. Machackova, Der junge Engels und die Literatur, Berlin, 1961, S. 10 – 11.[]
  6. См.: V. Machackova, Die literarische Tatigkeit Engels’. Beitrag zur literarischen Seite der «Anti-Schellingiana» des jungen Engels, «Annali 1963», Istituto Giangiacomo Feltrinelli, Milano, 1964, p. 289 – 309.[]
  7. См., например: Г. Фридлендер, К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы литературы, М. 1962, стр. 7, 85, 89 – 90.[]
  8. См.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, стр. 280.[]

Цитировать

Селезнев, К. Исследование художественного творчества молодого Энгельса / К. Селезнев // Вопросы литературы. - 1965 - №12. - C. 200-210
Копировать