№2, 1962/Зарубежная литература и искусство

Идейное вооружение искусства

Проделанная XX и XXII съездами КПСС работа во имя восстановления ленинских норм имела огромное значение; в революционном движении во всем мире началась мощная борьба против ревизионистских и догматических искажений. Все это сильно повлияло и на духовную жизнь в Венгрии, в том числе на нашу литературу. Сила воздействия творческого марксизма возросла, буржуазные же течения, которые по сравнению с догматизмом еще могли иметь некоторую привлекательность, отодвигаются на задний план, теряют влияние.

До 1956 года среди читателей были сильны вкусы консервативные. По статистике библиотек и книготорговли больше всего у нас читали старых буржуазных писателей и писателей-«народников». После 1966 года сильно возрос интерес к современным писателям, к социалистической литературе. Статистика говорит и о большом росте количества читателей. В 1960 году куплено книг больше, чем на 500 млн. форинтов (а в 1951 году – на 143 млн. форинтов). Это значит, что каждая семья купила в течение одного года около 15 книг; интерес к литературе растет, книга стала входить в каждодневную жизнь.

Значительны изменения после 1956 года в среде писателей. Все писатели, которые чувствуют свою ответственность за жизнь страны, пережили серьезный внутренний кризис; для некоторых он продолжался довольно долго. Писатели старались разобраться в том, что произошло и какова их личная ответственность за случившееся.

Писатели-коммунисты, отстаивавшие ленинские принципы, очень быстро смогли стать на ноги. Они поняли, что надо помочь людям разобраться в происшедшем; для этого они использовали все – от агитационных и публицистических жанров до рассказов, повестей, романов.

В 1959 году, к 40-й годовщине Советской республики Венгрии 1919 года, вышло много произведений о революционном прошлом венгерского народа, свидетельствующих о том, насколько глубоки революционные корни в нашей стране.

Борьба с контрреволюцией сплотила писателей-коммунистов, завоевала им авторитет – в том числе среди самих писателей. Кто быстрее, кто медленнее, – каждый преодолел свой внутренний кризис, и все объединились вокруг партии. И теперь бывают острые, принципиальные дискуссии, но по основным политическим, вопросам у нас уже не спорят. Единство теперь в основных вопросах не формальное, не иллюзорное. Нельзя говорить о литературной жизни в отрыве от политической; большое значение для писателей имеет политическая жизнь в Венгрии и за ее пределами. Отмечу, что после полета в космос в Венгрии написано не менее ста стихотворений о Гагарине.

Цитировать

Мештерхази, Л. Идейное вооружение искусства / Л. Мештерхази // Вопросы литературы. - 1962 - №2. - C. 143-145
Копировать