№2, 2020/Книжный разворот

И. Л. Финкельштейн. Хемингуэй-романист. Годы 20-е и 30-е

Иосиф Лазаревич Финкельштейн (1920–1980), выпускник филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и аспирант МГПИ имени В. П. Потемкина, начал свой путь профессионального литературоведа с диссертации об особенностях французской трагедии второй половины XVII века на примере творчества Жана Расина (защищенной в 1952 году под руководством Д. Михальчи). В 1949 году Финкельштейн приехал на работу в Горьковский государственный педагогический институт иностранных языков имени Н. А. Добролюбова, в котором проработал вплоть до своей смерти.

Поначалу он продолжал занятия театром французского классицизма, но затем увлекся творчеством Э. Хемингуэя. Статьи Финкельштейна о художественном мире американского писателя регулярно публиковались в «Вопросах литературы», Ученых записках ГГПИИЯ и Горьковского госуниверситета имени Н. И. Лобачевского. В 1971 году издательство «Прогресс» выпустило антологию рассказов Хемингуэя на английском языке с предисловием и литературоведческими комментариями, подготовленными Финкельштейном. Результаты многолетних размышлений ученого над романным миром писателя были представлены в монографии «Хемингуэй-романист: годы 20-е и 30-е» (1974). Книга получила положительные отклики (рецензия С. Милославской «Един со всем человечеством», 1976) и признание в среде хемингуэеведов (М. Мендельсона, Ю. Лидского). Это была заявка на диссертационное исследование. Спустя пять лет в МГУ состоялось обсуждение всей диссертации, но защитить ее Иосиф Лазаревич не успел.

Несомненно, американский автор и его герои были близки исследователю уже тем, что он совсем молодым человеком попал на фронт, в 1942 году был тяжело ранен на Калининском фронте и остался инвалидом на всю жизнь. Характерные темы хемингуэевского творчества  «война, смерть, увечья и духовный кризис»  были близки Финкельштейну и требовали осмысления: «Хемингуэй принадлежал к лучшим представителям военного поколения, к тем, кто, пройдя сквозь ад войны, сохранил любовь к жизни и упорно искал, на что можно было бы опереться. Эти поиски неиллюзорных, надежных жизненных ценностей, соответствующего им морального кодекса и героев, способных реализовать его высокие требования, определили глубокую этическую основу творчества Хемингуэя» (с. 19). Слова, сказанные о Хемингуэе, как нельзя лучше передают личность и труды самого исследователя его творчества. Более того, постигнув по­этику изучаемого автора, Финкельштейн применяет многие его приемы в своей книге.

Структурно монография выстроена вокруг четырех романов  «Фиеста» (1926), «Прощай, оружие!» (1929), «Иметь и не иметь» (1937) и «По ком звонит колокол» (1940). Поставленная автором довольно узкая цель  проследить эволюцию писателя от ранней прозы 1920-х к романам 1930-х годов  решается, однако, в самом широком контексте (историческом, литературном, биографическом и интертекстуальном). Благодаря этому ставшие предметом изучения романы рассматриваются не изолированно, а включены в контекст всего творчества писателя: привлечение малой прозы, публицистики и произведений позднего периода позволяет говорить, что Финкельштейн подходит к творчеству Хемингуэя как к единому тексту, характеризующемуся семантической и стилистической связностью.

В литературоведческих работах нередко можно наблюдать стремление увязать художественное повествование с биографией его творца и выдать мировоззренческую позицию героя за авторский голос.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2020

Цитировать

Лобков, А.Е. И. Л. Финкельштейн. Хемингуэй-романист. Годы 20-е и 30-е / А.Е. Лобков // Вопросы литературы. - 2020 - №2. - C. 278-284
Копировать