№2, 2020/Книжный разворот

Н. Малыгина. Андрей Платонов и литературная Москва: А. К. Воронский, А. М. Горький, Б. А. Пильняк, Б. Л. Пастернак, Артем Веселый, С. Ф. Буданцев, В. С. Гроссман

«Время Платонова»  так называется авторское предисловие к рецензируемой книге. Это словосочетание имеет по крайней мере три разных значения. Во-первых, это творчество писателя в хронологическом развороте. Во-вторых, это период начиная с 1958 года, когда был снят полный запрет на имя Платонова и вышла первая посмертная книга его произведений («полузапрещенным» он, однако, оставался вплоть до наступления перестройки и гласности). Н. Малыгина обстоятельно рассказывает о работе платоноведов, о конференциях, монографиях, процессе издания текстов. Наконец, в-третьих, время Платонова  это нынешнее время его реального бессмертия, когда осознан уровень его гениального дарования и он признан классиком, причем не только в масштабе советского времени.

Сама Нина Малыгина занимается Платоновым уже полвека  с тех пор, как она в юные годы увидела фильм «Возвращение» (1968) с Лией Ахеджаковой в роли Петрушки. Дипломная работа о «Сокровенном человеке», кандидатская диссертация об эстетических взглядах Платонова, докторская  о его художественном мире в контексте литературного процесса 1920–1930-х годов… И вот своего рода итоговая книга, где вокруг фигуры Платонова начинает выстраиваться ни больше ни меньше как литературная история страны. Ведь недостаточно подавать ее (что академически, что в виде учебников) как цикл портретов. Писатели должны сойти с полотен и вступить во взаимодействие. Воскрешению подлежит вся система отношений, сцеплений, сближений и конфликтов.

Книга открывается групповым портретом четырех персон: помимо Платонова это Воронский, Горький и Пильняк. Отношения всех друг с другом не менее значимы, чем роль каждого в литературной судьбе Платонова. В непривычной роли предстает Горький: он «один из», а не «номер один», как в былые годы. На первый план здесь выходят Александр Воронский и Борис Пильняк, история журнала «Красная новь» и издательства «Круг», группы «Перевал»… Н. Малыгина показывает всю неоднозначность отношения Платонова и к Воронскому, и к Пильняку, однако при этом видит тут сходство духовно-литературных стратегий. Пильняк и Платонов эстетически близки друг другу как носители экспрессионистического начала, вместе с тем Платонов сохраняет верность утопическому идеалу «пролетарской литературы» и иронически относится к советской литературной аристократии. Любопытна с этой точки зрения интерпретация Н. Малыгиной пародийных подтекстов пьесы Платонова «Четырнадцать красных избушек», где фигура персонажа по фамилии Уборняк спроецирована на Пильняка. Впрочем, гораздо более зло выведен там под фамилией Фушенко одиозный П. Павленко.

Парадоксальность литературной судьбы Платонова в том, что он, давший в своих произведениях самую, быть может, беспощадную критику советской социальной действительности, не был элементарным «антисоветчиком».

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2020

Цитировать

Новиков, В.И. Н. Малыгина. Андрей Платонов и литературная Москва: А. К. Воронский, А. М. Горький, Б. А. Пильняк, Б. Л. Пастернак, Артем Веселый, С. Ф. Буданцев, В. С. Гроссман / В.И. Новиков, Е.В. Шарыгина (Новикова) // Вопросы литературы. - 2020 - №2. - C. 290-294
Копировать