№12, 1965/На темы современности

Художественное исследование проблем морали

1

В последние годы венгерские критики все чаще говорят о возрастающем значении нравственных проблем в нашей литературе. Действительно, вот уже семь-восемь лет значительное место в венгерской литературе принадлежит именно тем драмам, романам, новеллам, проблематика которых непосредственно связана с вопросами морали. Думается, что разговор об этих произведениях представляет не только узконациональный интерес. Но прежде чем говорить о них подробно, следует сделать небольшое уточнение: речь идет отнюдь не только о теме любви или теме «семейно-бытовой», которыми иногда ограничивается сфера нравственной проблематики (хотя, разумеется, в литературе эти темы занимают важное место), – речь идет о морали в широком смысле, как сумме тех норм, которые регламентируют отношения людей друг с другом в повседневной жизни, как о совокупности тех правил и навыков поведения, которые характерны для человека социалистического общества.

Чем можно объяснить выдвижение проблем морали на передний план венгерской литературы?

Причин много, и они сложны. Прежде всего, конечно, это причины социальные. Деже Тот верно пишет: «Задачей нашей литературы всегда будет исследование основных национально-общественных проблем. Но очевидно, что эти проблемы постепенно меняют характер, что в борьбе, ведущейся за социализм, они все более перемещаются на очную ставку между капиталистическим и социалистическим образом мыслей… На поверхность выступают структурные изменения революционного характера, которые вместе с тем являются отчетливыми нравственными водоразделами… На переднем плане оказывается исследование морали, направления ее формирования… ибо она суммирует в себе другие проблемы». Другой критик, Петер Рени, говоря о драмах, затрагивающих проблемы морали, пишет: «…с построением основ социализма во всех классах общества и в основных его слоях вопрос выбора политического пути решился… большие изменения, совершившиеся в общественной жизни, позволяют социалистическим нормам морали стать всеобщими. Однако моральный облик и мировоззрение миллионов преображаются очень медленно. Политический поворот в сторону социализма постепенно ликвидирует политические конфликты, но в то же время в изобилии порождает нравственные проблемы. Разумеется, приятие социализма есть поворот в нравственном поведении личности, более того – это решительный отказ от индивидуалистической буржуазной и мелкобуржуазной морали. Но этот поворот… не означает мгновенного коренного обновления. Он отнюдь не тождествен полной победе новой морали. В этом смысле с разрешением политических конфликтов возникает целый ряд новых морально-идеологических конфликтов на более высоком уровне и в более широких размерах, чем до сих пор».

К исследованию проблем морали писателей толкает побудительная сила современной венгерской действительности, повседневная практика, наблюдения, опыт. Формирование новой морали еще не завершено, и если писатель смотрит на жизнь открытыми глазами, он должен заметить, где доминирует и сопротивляется старое, где в стадии формирования находится новое и какие жгучие вопросы выдвигаются этими сложными процессами и конфликтами действительности.

Разумеется, имеются еще более непосредственные причины выдвижения на передний план темы морали. В настоящее время в нашей литературе есть серьезная потребность взглянуть в лицо прошлому. Следует более глубоко и самокритично, чем до сих пор, исследовать нашу литературу в период фашизма; следует дать себе отчет в том, чего мы достигли, что сделали хорошего и в чем ошибались в годы строительства социализма. И это не только всеобщий отчет, но и глубокая личная проверка совести каждого, его прошлого, его работы, его поведения. Все это необходимо для нормального развития нашего социалистического общества и его духовной жизни. Заметим, однако, забегая несколько вперед, что есть случаи, когда постановка моральных проблем используется для критики социалистического строя. В этой связи нельзя не вспомнить, что в западной пропаганде, публицистике, литературе не однажды спекулировали моральными проблемами, противопоставляя их политике, и эта пропаганда не осталась безрезультатной.

Наши писатели в большинстве своем с сознанием ответственности подходят к проблемам морали, так как знают силу слова, силу его влияния на сознание людей.

2

В новой венгерской социалистической литературе произведения, посвященные непосредственно проблемам морали, стали появляться примерно в 1954 – 1955 годах. Роль пионера здесь принадлежит Петеру Верешу, писателю с большим жизненным опытом, вышедшему из среды бедного крестьянства. П. Вереш издал в 1954 году повесть «Плохая жена», в которой впервые изобразил молодежь, освободившуюся от старой, патриархальной, феодальной деревенской морали, но не нашедшую еще новых нравственных норм. И хотя в повести были существенные недостатки, заслуга автора, выдвинувшего важный вопрос, несомненна.

Примерно к этому же времени относится появление репортажа-новеллы более молодого писателя – Ференца Каринти «Тысяча лет», в которой автор нарисовал очень выразительный образ молодой рабочей женщины – убийцы своего ребенка, живущей в атмосфере суеверий и предрассудков. И наконец, Тибор Дери в некоторых своих произведениях затронул нравственные проблемы, порожденные культом личности. В этих произведениях речь шла преимущественно о таких ситуациях, когда аморальные действия, унижающие человеческое достоинство, маскируются под политическую «необходимость».

После разгрома контрреволюционного мятежа 1956 года в нашей литературе значительное место заняло изображение непосредственных классовых столкновений, резких политических конфликтов. Но уже в 1958 – 1959 годах снова стали заявлять о себе нравственные проблемы времени. Ярче всего это проявилось в произведениях трагически погибшего в расцвете своей деятельности талантливого писателя Имре Шаркади, и прежде всего в его повести «Трусиха». Героиня повести живет в достатке, ни в чем не нуждаясь, но влачит бесцельное и пустое существование, она разуверилась в своих идеалах, работа ее не интересует, чувства опошлены мелкобуржуазной моралью.

Цитировать

Саболчи, М. Художественное исследование проблем морали / М. Саболчи // Вопросы литературы. - 1965 - №12. - C. 22-29
Копировать