№4, 1981/Идеология. Эстетика. Культура

Художественная культура развитого социализма (Размышления о сегодняшних проблемах теории и практики)

ВЕСОМЫЙ ВКЛАД

 

…В том, что духовная жизнь советского общества становится все более многообразной и богатой, – бесспорная заслуга наших деятелей культуры, нашей литературы и искусства.

(Из Отчетного доклада ЦК КПСС XXVI съезду партии.)

 

В рапортах трудовых коллективов, направляемых XXVI съезду КПСС, говорилось о многих выдающихся свершениях советского народа в прошедшей пятилетке.

На нефтепромыслах Тюменской области интенсивно внедряется комплектно – блочное строительство. Новая прогрессивная технология и организация строительного дела позволили значительно поднять основные производственные показатели, особенно в области добычи нефти и газа, где достигнуты поистине беспрецедентные результаты в отечественной и мировой практике.

На Рефтинской ГРЭС в Свердловской области введен в строй десятый энергоблок мощностью 500 тысяч киловатт. Теперь эта ГРЭС стала самой крупной советской электростанцией, работающей на твердом топливе.

На Лебединском горно-обогатительном комбинате – крупнейшем горнорудном предприятии Курской магнитной аномалии – введены в действие мощности по добыче и переработке 23 миллионов тонн железной руды, что позволило комбинату в десятой пятилетке увеличить производство железорудного концентрата в три раза по сравнению с девятой пятилеткой.

На авиалинии страны вышел аэробус «ИЛ-86», вмещающий одновременно до 350 пассажиров.

Рекордный 185-суточный пилотируемый полет совершили на орбитальной научной станции «Салют-6» советские космонавты Л. Попов и В. Рюмин. Осуществлены полеты международных экипажей с участием космонавтов ЧССР, ПНР, ГДР, НРБ, ВНР, СРВ, Кубы, МНР. Полеты эти внесли новый весомый вклад в освоение космического пространства, в укрепление интернациональных связей братских стран.

Но и на фоне столь впечатляющих и незабываемых достижений память отчетливо хранит еще два примечательных события последних лет.

9 мая 1978 года, Алазанская долина в Кахетии. Сюда в день тридцать третьей годовщины Победы со всей Грузии собрались тысячи людей, чтобы присутствовать при торжественном открытии необычного памятника. Многие месяцы гурджаанцы – виноградари и животноводы, жители окрестных сел и городов, молодежь и студенты – безвозмездно трудились на сооружении мемориального комплекса Славы. Композиционным центром комплекса стала величественная скульптура Отца солдата, олицетворяющая народную память о тех двухстах тридцати тысячах сыновей грузинского народа, которые пали смертью храбрых в боях за свободу и независимость социалистического Отечества.

Далеко окрест видна скорбная монументальная фигура. Отец солдата держит на руках шлем танкиста и шинель – все, что осталось от погибшего сына. Образ этот был навеян скульптору Мирабу Бердзенишвили героем обошедшего экраны всего мира фильма режиссера Р. Чхеидзе и сценариста Б. Жгенти. Пройдут годы и века. От ветхости, может быть, истлеет кинопленка, но до наших потомков дойдет не только обобщенное символическое изображение Отца, пославшего своего сына защищать Родину от захватчиков, но и рожденный фантазией кинематографистов конкретный образ старого грузинского крестьянина Георгия Махарашвили, столь блистательно воплощенный на экране грузинским актером Серго Закариадзе.

И другое. В десятой пятилетке спущен на воду и начал свою трудовую биографию морской пакетовоз, который гордо несет на своих бортах в просторах мирового океана столь знакомое каждому советскому человеку имя – «Павел Корчагин».

Два этих события, когда кинематографический герой запечатлевается в бронзе монумента всем павшим в боях за Свободу, а литературный герой воплощается «в пароходы, в строчки и в другие долгие дела», как-то особенно зримо, осязаемо показывают то исключительное положение, которое в нашей сегодняшней жизни стали занимать социалистическая литература и искусство. Образы героев становятся настолько близкими, узнаваемыми для миллионов, что пробуждают у каждого дорогие личные воспоминания и благодаря этому объединяют людей, их мысли, чувства, вдохновляют на новые трудовые и ратные свершения во имя счастья и процветания социалистической Родины, всего нашего советского народа.

…Очевидно, таково свойство человеческих духовных потребностей, что, сколько бы ни было пищи духовной, ее всегда будет не хватать. Вот и в прошедшее пятилетие мы, что греха таить, нередко сетовали на малое число новых произведений литературы и искусства, которые надолго бы оставили след в нашем сознании. Между тем многонациональная наша художественная культура обогатилась в этот период значительными произведениями во всех видах и жанрах искусства, которым суждена долгая и славная жизнь.

Творческий процесс, разумеется, невозможно уместить в столь короткий хронологический отрезок, и немалое из того, что нашло свое художественное, материализованное, так сказать, воплощение в эти годы, задумывалось, начиналось ранее.

И все же, и все же…

Если предшествующее пятилетие дало такие завоевавшие всенародное признание произведения, как «Освобождение» и «Горячий снег», «Премия» и «Сталевары», «А зори здесь тихие…» и «Берег», кинематографические работы В. Шукшина и «Живи и помни», то и в десятой пятилетке творческим работникам также есть чем гордиться.

«…Все читатели, зрители, слушатели чувствуют: в советском искусстве поднимается новая приливная волна, – отмечал Л. И. Брежнев на XXVI съезде КПСС. – В последние годы – причем во всех республиках – появилось немало талантливых произведений. Это относится к литературе и театру, кино и музыке, живописи и скульптуре».

Только в области больших форм писателями созданы произведения, которые еще раз наглядно, ярко и убедительно опровергают, так сказать, на практике провозглашенный много лет назад западными теоретиками (в том числе на памятной всем Ленинградской международной писательской конференции) «конец романа», «кризис» эпического жанра.

Так, в «Бессоннице» известный драматург А. Крон поставил проблемы научной принципиальности и честности, показал несовместимость большой науки с компромиссами, приспособленчеством. Всем пафосом романа писатель утверждает нормы социалистической морали, лучшие качества человека нового, социалистического мира. «На смену социализму чувства – утопическому – пришел научный социализм, – говорит один из героев романа А. Крона, – и если я предпочитаю социалистическую мораль буржуазной, то, прежде всего потому, что считаю ее наиболее близкой к общечеловеческой».

«Картина» Д. Гранина – роман об отношении к прошлому, будь то произведение искусства или, казалось бы (но только – казалось бы), неприметный уголок нашей природы, роман, взывающий к активной борьбе с голым практицизмом, бездуховностью. Писатель убедительно показывает, как может одно-единственное произведение искусства заставить человека пересмотреть многое в своей жизни, подняться над обыденностью, увидеть красоту окружающего мира.

В «Выборе» Ю. Бондарева показано, как вся последующая жизнь человека неразрывно связывается с его первыми юношескими шагами, с тем, сумеет ли он в трудную, драматическую минуту сохранить верность идеям добра и справедливости или, прикрываясь «объективными обстоятельствами», проявит малодушие, пойдет на компромисс с собственной совестью, который неизбежно, в конце концов, приводит к отступничеству, измене.

«И дольше века длится день» – многоплановый роман Ч. Айтматова, где органически сплавляются воедино реальное и вымышленное, земное и планетарное, воссоздание жизни «в формах самой жизни», мифотворчество и фантастика, где жизнь рабочих небольшого железнодорожного разъезда в бескрайней степи удивительным образом связывается с полулегендарными людьми далекого прошлого и с событиями космического масштаба.

Но, кроме того, в эти же годы были завершены исторические повествования «Жестокий век» И. Калашникова, «Евпраксия» П. Загребельного, остропроблемный роман «Закон вечности» Н. Думбадзе, «Твоя заря» О. Гончара, «И всякий, кто встретится со мной…» О. Чиладзе, где прошлое сплетается с настоящим, перекликается с сегодняшними нравственными исканиями, а семейная хроника перерастает в эпическое полотно о тернистом пути человечества к подлинной правде и справедливости. И это только в романистике. А пьесы А. Арбузова последних лет, «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина, «Дом» Ф. Абрамова, поэмы Е. Исаева, В. Федорова. А другие литературные жанры…

Среди кинематографических работ десятой пятилетки, прежде всего, следует назвать двадцатисерийную эпопею «Великая Отечественная» – величественный кинематографический памятник советскому народу, спасшему мир от «коричневой чумы».

Среди фильмов этих лет – суровая и жесткая (какой и должна быть правда о войне) последняя лента Л. Шепитько «Восхождение», «Кентавры» В. Жалакявичюса, «Вкус хлеба» А. Сахарова с ярким запоминающимся образом директора целинного совхоза Степана Сечкина, проблемный кинороман о секретаре сельского райкома партии «Твой сын, земля» Р. Чхеидзе, «Ранние журавли» Б. Шамшиева, фильмы о героизме тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны («Особо важное задание» Е. Матвеева, «Дерево Джамал» туркменского режиссера Х. Нарлиева), «Белый Бим Черное ухо» – поэтическое и вместе с тем драматическое повествование об извечной близости человека и природы, всего живого, о том, как бережно должны мы хранить все, что нас окружает, и учить этому нелегкому искусству детей, а также завоевавшие широкую и заслуженную популярность зрителей «Осенний марафон» Г. Данелия, «Служебный роман» Э. Рязанова, «Москва слезам не верит» В. Меньшова.

Мы нередко, и не без основания, сетуем на невыразительность, низкий уровень, вторичность содержания многих телевизионных программ и фильмов. Однако было бы предельно нехозяйственно обходить молчанием то интересное, значительное, что подарила нам самая молодая из муз искусства в прошедшие годы. Разве можно забыть, к примеру, удостоенный Государственной премии СССР многосерийный фильм «Вечный зов» по популярному роману А. Иванова, сериал Л. Кулиджанова «Карл Маркс. Молодые годы», где по существу впервые в нашем экранном искусстве дан живой, не плакатный, многогранный образ основоположника научного коммунизма? А такие бесспорно новаторские передачи, как «Очевидное – невероятное» С. Капицы, увлекающие телезрителей романтикой научного поиска, «Невский проспект» и «Кропоткинская, 12» неувядающего И. Андроникова, которого смело можно назвать патриархом советского художественного телевидения?

Плодотворное продолжение лучших традиций отечественной и мировой музыкальной классики, а также собственных социалистических традиций Б. Асафьева и Р. Глиэра, Д. Шостаковича и С. Прокофьева мы находим в произведениях последних лет наших композиторов и в исполнительском творчестве музыкантов, артистов оперы и балета. Скрипичный концерт Т. Хренникова и концерт для хора «Пушкинский венок» Г. Свиридова, опера-балет Э. Оганесяна «Давид Сасунский» и вокально-хореографическая симфония А. Петрова «Пушкин», «Пражский» концерт Д. Кабалевского и «Чайка» Р. Щедрина – М. Плисецкой, «Макбет» К. Молчанова – В. Васильева и оперетта «Неистовый гасконец» Кара Караева, новые концертные программы Е. Светланова, ансамбля Ю. Реентовича, Л. Зыкиной, Е. Образцовой, И. Архиповой, А. Соловьяненко, Е. Нестеренко, хоров под управлением И. Кокарса – эти работы демонстрируют жанровое богатство и многообразие, национальную самобытность и единство высоких гуманистических идеалов нашей музыкальной культуры.

В скульптуре, живописи, архитектуре за последние годы создано также немало произведений, которые украшают не только картинные галереи и музеи, но наши города и общественные здания, запечатлевают на долгие времена картины родной природы и образы наших современников, светлые и героические образы борцов за народное счастье, выдающихся деятелей прошлого.

Среди них – монументальный комплекс в честь героических защитников Ленинграда (С. Сперанский, В. Каменский, М. Аникушин), ансамбль-памятник «Линия обороны» в Новороссийске (В. Цигаль, Я. Белопольский и др.), мозаика «Человек и печать» Н. Андронова и А. Васнецова, поэтичные пейзажи России Н. Ромадина («Подмосковная зима», «Есенинская Русь», «Кудринское озеро») и «Лен» Т. Яблонской, иллюстрации Д. Шмаринова к произведениям Пушкина и Л. Толстого, цикл полотен «Цифры на сердце» и «Памяти коммунистов-подпольщиков» М. Савицкого, памятники классикам литературы: таджикской – Садриддину Айни (работы О. Эльдарова, А. Агаронова, Р. Каримова), эстонской – Таммсааре (работы Я. Соанса и Р. Луупа), оригинальный по образному решению памятник «Борцам революции» в г. Фрунзе (автор – Т. Садыков).

Нельзя, наконец, не отметить и достижения науки о литературе и искусстве. Двенадцатитомная «Всеобщая история архитектуры», «Художественное творчество, действительность, человек» М. Храпченко, «Художник-декабрист Николай Бестужев» И. Зильберштейна, «Эйзенштейн» В. Шкловского, книги В. Кеменова о выдающемся испанском художнике Веласкесе, – все эти работы стали заметным шагом в дальнейшей разработке с марксистских позиций проблем теории и истории отечественной и мировой художественной культуры.

Здесь названо, разумеется, далеко не все из того значительного, что создано писателями, композиторами, художниками, теоретиками искусства страны за последние годы. Но и названные выше произведения позволяют дать общую характеристику художественной культуры советского народа на современном этапе.

Восходящее движение нашей литературы и искусства идет по пути все более углубленного отражения ведущих тенденций общественного развития, смелого художественного постижения сложных процессов современности. К каким бы сторонам нашей жизни ни обращались художники, они стремятся своими произведениями формировать активную жизненную позицию, действенную гражданственность. Такое вторжение литературы и искусства в жизнь, активное вмешательство в решение острых проблем международного и внутреннего развития воспитывает в современниках чувство сопричастности со всеми делами партии и государства.

Искусство только тогда становится важным фактором общественного воздействия, только тогда ставят памятники героям его произведений, в их честь называют корабли, – когда оно формирует мировоззрение, обогащает социальное мышление народа, его историческую память, когда в фокусе искусства находятся творческая, созидательная деятельность народа, заботы и тревоги всей страны и всего мира.

На XXVI съезде Л. И. Брежнев говорил: «Бесспорны успехи творческих работников в создании ярких образов наших современников. Они волнуют людей, вызывают споры, заставляют задумываться о настоящем и будущем. Партия приветствует свойственные лучшим произведениям гражданский пафос, непримиримость к недостаткам, активное вмешательство искусства в решение проблем, которыми живет наше общество. Помните, как писал Маяковский: «Я хочу, чтоб в дебатах потел Госплан, мне давая задания на год». И нас радует, что в последние годы в литературе, кино и театре поднимались такие серьезные проблемы, над которыми действительно не мешало бы «попотеть» Госплану. Да и не только ему».

Лучшие произведения последних лет с честью выполняют эту высокую миссию. В них сливается органически гражданственность и народность, национальное и интернациональное, яркая эмоциональность и философская глубина в исследовании человеческих характеров. Эстетические традиции прошлого и смелое новаторство художественных решений, опыт народного творчества, фольклора и стилевые искания художников наших дней, отечественных и зарубежных, – все включается в арсенал современного искусства, которое, как никогда, отличается многообразием творческих индивидуальностей, разнообразием видов и жанров. Здесь роман и лирическое стихотворение, поэма и документальная кинолента, станковая живопись и мозаика, монументальная скульптура и детский мультипликационный фильм, телевизионный сериал и концертная программа народных хоров, вокально-симфоническая поэма и экранизация классических литературных произведений. Все они помогают глубже вникнуть в жизнь, осмысливать прошлое как действенное оружие в решении современных проблем, а современность раскрывать как преддверие будущего. Темы и конфликты, идеи и образы этих произведений ярко и реалистично отражают правду нашего века, необратимое движение человечества по пути социального прогресса.

Достижения нашей художественной культуры в десятой пятилетке неоспоримы. Но такова диалектика жизни, что каждый новый этап в развитии социалистического общества ставит еще более высокие задачи. Вот и сегодня исторические решения XXVI съезда КПСС ставят перед художественной культурой зрелого социализма новые проблемы, на которых мы и остановимся в дальнейшем.

Но прежде необходимо ответить на один вопрос: чем обусловлено повышение роли художественной культуры в духовной жизни современного общества?

 

 

ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства – это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства.

(Из Отчетного доклада ЦК КПСС XXVI съезду партии.)

 

Концепция возрастания роли художественной культуры в духовной жизни общества развитого социализма, которая, начиная с XXIV съезда КПСС последовательно развивается в партийных документах последних лет, вплоть до решений XXVI съезда, – выдающийся вклад в марксистско-ленинскую эстетику.

Есть не одна, а целый комплекс причин, которые только в совокупности объясняют повышение в наши дни социальной действенности художественной культуры.

На этапе развитого социализма, как никогда, возрастают культурные запросы, духовные и эстетические потребности советских людей. Личность, всестороннее ее развитие – главная цель социализма. Во имя и для блага человека совершаются социалистические революции, строится коммунистическое общество.

Цитировать

Лукин, Ю. Художественная культура развитого социализма (Размышления о сегодняшних проблемах теории и практики) / Ю. Лукин // Вопросы литературы. - 1981 - №4. - C. 3-37
Копировать