№11, 1959/Хроника

Хроника

Б. ЕМЕЛЬЯНОВ

НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ И ЛИТЕРАТУРА

В жизни сотен клубов, домов и дворцов культуры в минувшем году произошло большое событие – начали работать народные университеты культуры. Еще совсем недавно возле афиш, извещавших об открытии клубного университета, собирались люди и редко кто мог толком рассказать, что это такое.

Первый народный университет культуры был организован правлением Гомельского Дворца культуры железнодорожников имени В. И. Ленина в феврале 1958 года. Трудно приходилось гомельским энтузиастам: в то время не было еще опыта, не хватало знаний, гомельчане были первооткрывателями, прокладывали «первую лыжню», по которой сегодня идут почти полторы тысячи клубов.

С необычайной быстротой новая форма работы завоевала огромную популярность. По неполным данным только в университетах культуры профсоюзов обучается свыше двухсот тысяч человек. Тысячи и тысячи слушателей посещают университеты в районных домах культуры, в колхозных клубах и т. д. И число это, несомненно, возрастает.

* * *

Летом в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, проходило созванное по решению Секретариата ВЦСПС всесоюзное совещание руководителей университетов культуры. Это совещание показало, каких огромных результатов добились народные университеты только за один, первый в их жизни учебный год, какое прочное место они заняли в коммунистическом воспитании трудящихся.

Рождение университетов культуры открывает новые горизонты перед армией творческих работников, создает огромные возможности для пропаганды литературы и искусства. Едва ли можно найти более доходчивую и популярную форму пропаганды искусства, чем народные университеты культуры. Они коренным образом отличаются от всего, что делалось по пропаганде искусства в наших клубах ранее. Главное место в университете занимает лекция, предполагающая изложение основ марксистско-ленинской эстетики, теории и истории искусства, отдельных его видов. Лекционный курс университета отличается от клубных лекториев систематичностью и глубиной изложения материалов. Здесь одна лекция продолжает и развивает другую, является как бы следующей ступенью лестницы, по которой преподаватель ведет своих слушателей.

Лекционная часть сопровождается художественно-иллюстративной. В качестве иллюстраций используются кинофильмы, выступления артистов, музыкантов, литературно-драматические и музыкальные произведения в граммзаписи и многое другое.

По сравнению с другими формами пропаганды искусства университет культуры представляет собой более высокую форму. Он предполагает известный культурный уровень слушателей, определенную сумму знаний в области музыки, театра, живописи, скульптуры, кино, литературы. В связи с этим во многих университетах культуры созданы и успешно работают факультеты. Важным преимуществом университетов культуры перед другими формами клубной работы является заранее составленная учебная программа. Она обычно рассчитана на один-два года и состоит из нескольких десятков разделов и тем.

Каждый день вносит в деятельность народных университетов что-то новое. Сначала на помощь лекции пришла художественная иллюстрация, затем начались семинары-практикумы, потом тысячи слушателей коллективно пошли в театры и музеи, чтобы закончить там большой разговор, начатый на лекции. А где-то уже во втором полугодии появились первые рекомендательные списки методической, учебной и художественной литературы по всем разделам и темам учебного плана. С этого дня началась самостоятельная работа слушателей, более глубокое освоение учебной программы.

Как и во всяком другом деле, рожденном по инициативе народных масс, в организации университетов куль туры нет никакого стандарта. Все они различны и по структуре, и по срокам обучения. В одних университетах все слушатели изучают одну учебную программу, здесь существует единый поток слушателей и нет никаких факультетов и отделений. В других – различные факультеты, и это позволяет более углубленно изучать один из видов искусства, – каждый факультет имеет свою учебную программу.

В этой связи хочется остановиться на пропаганде литературы в университетах культуры. Хотя следует сразу же предупредить – трудно говорить об этом. Трудно потому, что опыта почти нет. Во всей стране в тысяче с лишком университетов культуры литературных факультетов наберется всего несколько десятков. В остальных народных университетах пропаганда литературы сведена в лучшем случае к нескольким лекциям, которые, конечно, не в состоянии дать слушателям какой-либо системы знаний.

На всесоюзном совещании руководителей университетов культуры выступающие говорили о том, что бурное развитие народных университетов застало врасплох Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. К сожалению, еще большей неожиданностью явился этот факт для Союза писателей и его отделений на местах.

Обидно, но следует прямо сказать об этом: изучение литературы является чем-то прикладным в работе университетов. Скажем, изучается театр, анализируются пьесы и обычно только в связи с этим заходит разговор о современной драматургии и о наших советских писателях. Даже о великих писателях упоминается вскользь: не изучается Пушкин как творец гениальных литературных произведений, но целое занятие посвящено отношению Пушкина к музыке.

Мы в университетах культуры учим людей понимать живопись, музыку» спектакль, организуем изучение теории и истории искусства. Но большинство университетов культуры не ставит тех же задач применительно к художественной литературе, хотя необходимость ее пропаганды ясна.

Как поставить дело пропаганды литературы в университетах культуры? Прежде всего следует рассмотреть вопрос об учебной программе университетов культуры. Перед нами учебная программа литературного факультета университета культуры при Псковском областном совете профсоюзов. Программа обширна. Но нет системы в изложении материалов и глубины в их изучении. На всю программу отведено всего семнадцать занятий.

Вот, например, в какой последовательности проходят эти занятия:

Лекция – «А. М. Горький».

Семинарское занятие – «Современные советские поэты».

Вечер – «160-летие со дня рождения А. С. Пушкина».

Лекция – «Великий русский язык».

Беседа – «Книга в жизни человека».

Беседа – «Настоящее и будущее пушкинского заповедника».

Семинарское занятие – «Работа над стихом».

Диспут – «Роман Г. Николаевой «Битва в пути».

Лекция – «А. П. Чехов» и т. д.

Может быть, каждое из этих мероприятий порознь прошло интересно. Однако речь идет о литературном факультете, который ставит задачу ознакомить большую группу трудящихся с русской и советской художественной литературой, дать им законченный круг знаний, помочь сделать шаг в их литературном образовании. Этого как раз и не получилось. То, что существует в Пскове, нельзя назвать литературным факультетом.

Это ряд не связанных между собой эпизодов пропаганды литературы.

Открываем наугад еще одну учебную программу – двухгодичного университета культуры при Доме культуры Архангельского целлюлозно-бумажного комбината. Здесь созданы факультеты науки и техники, факультет русского и советского изобразительного искусства, факультет музыки, театра и кино. Есть в составе университета и «факультет русской и советской литературы». Здесь вся учебная программа уложена в тринадцать занятий. Все творчество великих русских писателей XIX века здесь освещается в одной-единственной лекции.

Учебная программа литературного факультета университета культуры при Сталинградском Дворце труда рассчитана на 54 часа. И снова – отсутствие продуманной системы в изложении материала: после литературного вечера, посвященного Гоголю, проводится читательская конференция по книге Кочетова «Братья Ершовы». Теория освещается в конце факультетского курса, после того, как слушатели университета уже закончили изучение всех намеченных планом художественных произведений.

Существенный недостаток, пожалуй, всех программ литературных факультетов (и тех университетов, где нет деления на факультеты) – неудовлетворительная пропаганда советской литературы. В том же Архангельске на факультете русской советской и зарубежной литературы при медицинском институте творчество писателей послеоктябрьского периода рассматривается в одной лекции «Советская литература – литература социалистического реализма».

Нет сомнения в том, что университеты культуры нуждаются в хорошо составленных учебных программах по вопросам литературы. Программ может быть несколько. В зависимости от аудитории они могут быть более и менее широкими, более и менее специальными, различаться по своему содержанию, по срокам, на которые они рассчитаны. В одних университетах будет изучаться русская, советская и зарубежная литература, в других – только советская. Могут быть созданы и такие отделения, которые будут глубоко знакомить слушателей с поэзией, драматургией. Но в учебной программе любого университета культуры должна быть систематичность, последовательность в изучении материала.

Главная задача программы – дать широкому кругу трудящихся определенную систему знаний в области литературы, научить анализировать литературное произведение. Поэтому необходимы лекции на теоретические темы (кстати, на факультетах музыкального и изобразительного искусств слушателям систематически читаются лекции «Виды и жанры музыкального искусства», «Как слушать и понимать музыку», «Как смотреть живопись» и т. д.).

Не следует в народных университетах повторять программу средней школы. Для большинства слушателей это будет скучно. Ведь образовательный уровень слушателей народных университетов очень высок – большинство имеет минимум среднее образование, притом полученное недавно. Поэтому учебная программа университетов культуры по литературе должна иметь свои самостоятельные разделы и темы, которых в средней школе не было.

Но следует подчеркнуть, что учебная программа не может быть простой суммой общих тем, как это сделали в одном архангельском университете для матросов. Здесь вся программа факультета русской и советской литературы содержит семь тем, среди них «Великий Октябрь в художественной литературе», «Советская литература периода Великой Отечественной войны», «Советская литература на современном этапе». Тот же недостаток присущ учебным планам, рекомендуемым Обществом по распространению политических и научных знаний РСФСР. Здесь весь курс «Художественная литература» выглядит слишком общо: великое классическое наследство, герой нашего времени в советской литературе, чудесная сила труда (произведения о рабочем классе), колхозная деревня в советской литературе, советская литература на современном этапе.

На 12 общих тем отводится 24 часа. Рекомендуя еще один учебный план (для двухгодичного народного университета культуры), Общество впадает в другую крайность. Например, раздел русской литературы выглядит совсем по-школьному: М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев и т. д.

Учебная программа литературных факультетов может быть сочетанием общих тем, тем, посвященных крупнейшим писателям, наиболее значительным произведениям и темам, которые учат анализировать литературное произведение («Виды и жанры литературных произведений», «Анализ литературных произведений» и т. д.)

Литературные факультеты в университетах культуры, как правило, самые малочисленные.

Цитировать

От редакции Хроника / От редакции // Вопросы литературы. - 1959 - №11. - C. 248-254
Копировать