№11, 1959/Казусы и ляпсусы

Казусы и ляпсусы

В. ИДЕАЛОВ
ЧИТАЯ КНИГУ О ТУРГЕНЕВЕ…

  1. ДЕЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ СОВЕТ АВТОРУ «ДЫМА»

Издательство Московского университета выпустило книгу П. Пустовойта «Иван Сергеевич Тургенев» (из курса лекций по истории русской литературы).

Заключая свои рассуждения о романе «Дым», автор указанной книги пишет: «Образ Ирины был бы еще более значительным, идейно насыщенным, если бы у Тургенева хватило политической смелости снять с него некоторую вуаль недосказанности и показать открыто жизнь Ирины в Петербурге у высокопоставленной придворной особы, а также в хоромах самодержца. Писатель этого не сделал…»

Действительно жаль, что Тургенев не догадался изобразить хоромы самодержца и героиню своего романа в объятиях Александра II. Недогадлив был автор «Дыма»! Нам вспоминается один школьник, который закончил свое сочинение о Тургеневе суровым приговором: «Тургенев многого недопонимал…»

Как быстро растут дети!

  1. ДОБРОЛЮБОВ ОШИБАЛСЯ…

Известно, что еще в процессе работы над романом «Накануне» Тургенев решил напечатать его в журнале «Русский вестник». Летом 1859 года он писал редактору журнала Каткову: «Извещаю вас, что повесть, которую я пишу для «Русского вестника», подвигается быстро, и я надеюсь представить ее в ноябре».

Так оно и было. О романе, напечатанном в первых двух книжках «Русского вестника» за 1860 год, вскоре (в марте 1860 года) появилась статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день», послужившая одним из поводов к разрыву Тургенева с редакцией «Современника».

В курсе П. Пустовойта об этом эпизоде сообщается следующее: «Ознакомившись с рукописью статьи Добролюбова о романе «Накануне», Тургенев неодобрительно отозвался о статье и не пожелал печатать свой роман в «Современнике». Роман был опубликован в «Русском вестнике» Каткова (в первых двух книжках 1860 года)».

И выходит, что критическая статья была написана прежде опубликования романа. Значит и Добролюбов ошибался, когда писал: «Без сомнения, каждый, кто будет читать нашу статью, уже прочитал теперь «Накануне».

  1. НОВОЕ О ПЕРСОНАЖАХ РОМАНА «НОВЬ»

Сухим деловитым языком учебника арифметики П. Пустовойт сообщает учащимся: «… у Соломина и у Сипягина есть фабрики. Но фабрика Сипягина хиреет, а фабрика Соломина процветает».

Спрашивается: действительно ли у Соломина была фабрика?

Ответ: фабрики не было.

Тургенев в романе «Новь» много раз подчеркивает, что Соломин – не владелец фабрики, а только управляющий фабрикой купца Фалеева, хорошо знающий дело. Потому-то и хотел переманить его к себе в управляющие Сипягин.

Автор курса лекций решил поставить Соломина на место Фалеева («первого по Москве алтынника»), а затем он самочинно перевел фабричного рабочего Павла Егорыча в управляющие фабрикой (Соломина!).

«Справедливость этого горького приговора, – бодро пишет П. Пустовойт на стр. 125, – становится еще более очевидной, когда читатель знакомится с управляющим Соломина (!) – Павлом Егорычем…» Вот тебе и на! Читал ли вообще «Новь» П. Пустовойт, приступая к работе над специальной главой, посвященной этому роману?

  1. НОВОЕ О «МОЕМ СОСЕДЕ РАДИЛОВЕ»

В том же курсе лекций читаем: «Комедия «Завтрак у предводителя» освещает быт и нравы провинциального дворянства. На первом плане в ней бесчисленные распри дворянских отпрысков по поводу наследства. Мелкие склоки, сутяжничество вокруг раздела имения помещика Беспандина и его сестры Кауровой заполняют почти всю жизнь провинциального дворянства. Тематически эта пьеса перекликается с очерком из «Записок охотника» – «Мой сосед Радилов», однако в комедии конфликты враждующих сторон даны с гораздо большей остротой».

А в очерке «Мой сосед Радилов» никаких «враждующих сторон» и никаких распрей по поводу наследства не сыщешь при всем желании.

  1. ШТАТНАЯ ЕДИНИЦА

На стр. 81 курса лекций говорится о действующих лицах романа «Отцы и дети»: «Николай Петрович Кирсанов и его сын Аркадий – типичные разновидности умеренных либералов. Не случайно об этом разграничении (?) писал один из либералов журнала «Отечественные записки»…

Уж не было ли такой редакционной должности – либерал журнала?..

  1. ОБЪЕКТИВНАЯ ПЕСНЯ

На стр. 65 лекций П. Пустовойта говорится: «Романом «Дворянское гнездо» писатель как бы подвел итог второму периоду своего творчества, ознаменовавшемуся поисками положительного героя в среде дворянства, показал, что «золотой век» дворянства отошел в прошлое, и объективно пропел лебединую песню дворянству».

 

АЛЕКСАНДР ЛАЦИС
КЛАССИКИ НА ЭТО НЕ ПОЙДУТ!

В районе реки Стикс – паника. У классиков появился соавтор. Это не кинорежиссер, ибо речь идет не о сценариях, не о пьесах, всего лишь о заглавиях. Это – составитель.

Цитировать

От редакции Казусы и ляпсусы / От редакции // Вопросы литературы. - 1959 - №11. - C. 243-247
Копировать