№2, 1959/Обзоры и рецензии

Готический роман

Devendra P. Varma, The Gothic flame. Being a history of the Gothic novel in England: its origins, efflorescence, disintegration and residuary influences,. London, Arthur Barker, 1957, XV+264 pp.

В конце XVIII века, в эпоху Великой французской революции, в Англии и во многих странах Европы с упоением читали появлявшиеся десятками романы о старинных замках и привидениях, об ужасах ада и жестокостях на земле. «Романы ужаса», или «готические романы», как их тогда называли, стали не только знамением времени, но оставили глубокий след в последующей литературе XIX века.

Крупнейшим представителям и отдельным проблемам литературы «готической школы» посвящены многочисленные книги. Разделы о готическом романе можно найти в общих работах по истории английской литературы, английского романа, в частности. До сих пор наиболее капитальным трудом по истории готического романа остается незавершенная из-за смерти автора работа «The Gothic quest» Монтегю Саммерса (1938, вышел только I том), посвятившего собиранию и изучению готического романа сорок лет своей жизни. Книга «Готическое пламя» индийского литературоведа Девендры Вар мы призвана восполнить существующий пробел в исследовании Саммерса и дать систематический обзор готического романа. Снабженная детальной библиографией, она шаг за шагом рассматривает, как это отмечается в ее подзаголовке, «возникновение, расцвет, распад и последующее воздействие готического романа».

Варна анализирует наиболее значительные романы этого жанра: «Замок Отранто» Уолпола, «Ватек» Бекфорда, «Монах» Льюиса, романы Радклиф. Убедительно показывая художественную значимость лучших образцов готического романа, Варма вскрывает причины их широкой популярности в свое время. Вопросы сравнительно-исторического изучения особенностей готического романа постоянно возникают на страницах книги. Круг имен писателей, в творчестве которых Варма пытается проследить влияние готического романа, весьма обширен. Здесь не только В. Скотт, все великие английские романтики, Гофман, Ф. Купер, Эдгар По, Гюго, Бодлер, Суинберн, Теннисон, Коллинз, Конрад, Конан Дойль, но и такие реалисты, как Бальзак, Диккенс, Теккерей, сестры Бронте, фантастика Уэллса и даже детективные новеллы и бестселлеры XX века. При этом автор отмечает по преимуществу лишь одну особенность творчества названных писателей – элементы таинственного и сверхъестественного независимо от того, в каких художественных целях они используются.

Исследователя интересует не только творчество отдельных представителей жанра готического романа, что уже не раз освещалось и до него в опубликованных английских, немецких и французских диссертациях и монографиях на эту тему. Д.

Цитировать

Николюкин, А. Готический роман / А. Николюкин // Вопросы литературы. - 1959 - №2. - C. 247-250
Копировать