№1, 1961/От редакции

Горьковский номер журнала «Europe»

«Europe», Paris, 1960, N 370 – 371, fevrter-mars.

Выход специального номера журнала «Europe», посвященного Горькому, – крупное явление в зарубежной горьковиане последних лет. Особый интерес представляет опубликованный в номере отрывок из дневника Ромена Роллана, относящийся ко времени его пребывания в 1935 году в Советском Союзе. Отрывок озаглавлен «Пребывание у Горького» и охватывает период с 29 июня по 10 июля 1935 года.

В своем дневнике Роллан записывал разговоры с Горьким и его близкими, встречи с руководителями партии и правительства, беседы с делегациями рабочих и работниц, строителей Метростроя, комсомолок, парашютисток, пионеров, посещавших Горького. Описаны московский дом Горького на Малой Никитской и дача в Горках, рабочий день Горького, его рассказы о прошлом, высказывания о любимых книгах.

Приводимые ниже выдержки дают представление об этих записях Роллана. Вот описание поездки Роллана в Горки:

«Каких-нибудь 50 километров. Час автомашиной. Первые три четверти часа по хорошей дороге, которая ведет в Смоленск (по этой дороге шел Наполеон, – эти воспоминания не изгладились из памяти). Последние четверть часа по плохой дороге (ее привели в порядок во время нашего пребывания там). Это единственное живописное место: дорога проходит через великолепную березовую рощу. Большой одноэтажный дом в стиле ампир (здесь говорят – скорее в екатерининском стиле), цвета охры, с белыми колоннами. Горький, приехавший раньше, любезно встречает нас у входа. Он устраивает нас в обширном помещении, состоящем из четырех комнат, с просторной передней и с лоджией, на первом этаже в правом крыле. Левое крыло, расположенное так же, занято «старым, очень тихим писателем», как сказал он с доброй, усталой улыбкой. Между этими двумя крылами – длинная и широкая столовая. (Другая, такая же, в нижнем этаже, служит залом для торжеств и приемов.) Из моего окна открывается вид на широкие луга (за ними Москва-река, которой я не вижу) и полоса лесов. Великое молчание».

Несколько зарисовок о жизни Р. Роллана на даче в Горках:

«…Ужин в большом зале внизу, за длинным столом, где мы занимаем главные места: я напротив Горького, М. 1 между нами двумя, возглавляя стол в отсутствие молодой невестки Горького, Дарья и Марфа, гувернантка, добрая, толстая, веселая Олимпиада (сиделка) и др…. Горький рассказывает анекдоты, которые мне, по мере того, как он говорит, переводит М. Он говорит довольно медленно, глуховатым голосом, с лукавыми огоньками, которые иногда появляются в его глазах, редко смеясь. Полнейшая простота и свобода. Один встает из-за стола, другой приходит. «Чем меньше вы стесняетесь, тем меньше вы стесняете». Горький дразнит своих внучек, одну из них он называет анархисткой; они показывают друг другу язык. Горький рассказывает, что однажды они с внучкой залезли под стол и вместе разбили тарелку, которая им не нравилась. Я говорю ему:

  1. М. – Мария Павловна, жена Роллана.[]

Цитировать

Бродская, С. Горьковский номер журнала «Europe» / С. Бродская // Вопросы литературы. - 1961 - №1. - C. 150-152
Копировать