№1, 1961/Обзоры и рецензии

Среди журналов и газет

Ряд статей в журнале «Звезда Востока» посвящен одной из основных теоретических проблем, которые в последнее время стоят в центре внимания литературной науки, – проблеме традиции и новаторства. Её ставят З. Кедрина в статье «В свете нового времени» (N 2), А. Мухтар – «О молодежи и традициях (К республиканской конференции молодых писателей)», Г. Ленобль – «Традиции классиков и советский исторический роман» (N 3), М. Бокатин – «Традиция и новаторство».(N 5).

В своей работе З. Кедрина прослеживает, в чем проявляется следование традициям и новаторство современных узбекских писателей при раскрытии очень важной для восточных литератур темы – темы становления характера женщины-борца за построение коммунизма. «Тема эта, – пишет автор, – вскрывающая разительные контрасты старого с новым, оказалась и необычайно острой, и емкой, и вместе с тем благодарной. Не случайно с этой темой связаны лучшие достижения узбекской прозы последних лёт: «Победители» и «Сильнее бури» Шарафа Рашидова, «Сестры» Мухтара и «Птичка-невеличка» Каххара».

Накануне республиканской конференции молодых писателей А. Мухтар обратился к молодежи с призывом «полностью овладеть всем богатством своей национальной литературы». На предстоящем теоретическом совещании, подчеркивает писатель, не случайно ставится на обсуждение вопрос о традициях и новаторстве. «Молодежь должна знать, что все, что создается нового, не мыслится без лучших традиций».

А. Мухтар выступает против тех тенденций недооценки классического наследия, которые еще встречаются в нашей критике, в частности он полемизирует с С. Петровым.

В другом аспекте – на материале русской классической (Пушкин, Белинский, Добролюбов), зарубежной (Лессинг, Вальтер Скотт) и русской советской литературы (А. Толстой, Ст. Злобин, В. Шишков и др.) и применительно к жанру исторического романа – рассматривает эту же проблему Г. Ленобль. Он приходит к выводу, что советский исторический роман является прямым наследником лучших завоеваний исторического романа классиков, но в то же время он внес и принципиально новое – изображение самого исторического процесса в переломные моменты истории.

Напечатаны в журнале и статьи об узбекской литературе на современном этапе – «Узбекская литература и современность» К. Яшена (N 7) и «Об узбекском многоплановом романе» И. Темкиной (N 8).

Сейчас мы можем сказать, отмечает К. Яшен, «какой огромный шаг вперед в освоении темы современности сделали писатели Узбекистана». Он выдвигает ряд первостепенных задач, которые стоят перед писателями республики: сосредоточить главное внимание на выполнении задач, намеченных XXI съездом партии; повышать идейно-художественный уровень произведений, совершенствовать мастерство, формировать хороший эстетический вкус и др.

Статья И. Темкиной носит подзаголовок «Заметки о композиции». Критик пишет: «Чрезвычайная объемность современного романа, глубина охвата проблем и событий ставит перед писателями вопросы новой формы романа, среди которых чрезвычайно существенными являются вопросы композиции». Полемизируя с З. Кедриной, которая считает, что «композиционные различия закономерны только для произведений разных жанров и планов», автор отстаивает иную точку зрения: «произведения одного жанра также не должны и не могут строиться единообразно» и «не следует подменять закономерности живого, динамического процесса застывшими нормами и схемами».

Обращаясь к узбекским романам последних лет, И. Темкина заключает, что они характеризуются «нарастающей тенденцией к эпичности, стремлением писателей показать глубинные исторические процессы в жизни народа, охватить действительность во всей ее сложности».

Раскрыть становление Малышкина как художника, писателя большой героической темы, его творческие поиски поставил своей целью Н. Малахов («Поиски героической темы», N 5). Критик широко использует материалы архива писателя (хранятся в Институте мировой литературы имени А. М. Горького и в личном архиве Б. И. Вершилова).

П. Тартаковсвий в статье «Мастерство поэта» (N 6) исследует исторические произведения Д. Кедрина: поэмы «Зодчие» и «Конь».

Сложную страницу истории борьбы за народность узбекской советской драматургии в период 20-х годов раскрывает Х. Абдуллаев в статье «О народности подлинной и мнимой» (N 3). Он разоблачает буржуазно-националистическую сущность «Чигатайской группы», враждебность ее программы социалистической идеологии.

Следует упомянуть также два сообщения, опубликованные в N 3, – В. Земскова «Сергей Есенин в Ташкенте» и М. Константиновой «Русский Туркестан» в борьбе за М. Горького». В. Земсков пишет о поездке С. Есенина в Ташкент весной 1921 года, во время которой были написаны отдельные главы «Пугачева» и стихотворение «Песнь о хлебе»; он использует при этом интересные документы из архива А. Ширяевца.

Вторая статья представляет собой, как сообщает автор, первую попытку дать систематическое изложение и анализ материала, связанного с популяризацией произведений М. Горького демократической газетой «Русский Туркестан», издававшейся в Ташкенте в 1898 – 1907 годах.

ИЗ ОТДЕЛА КРИТИКИ «ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА»

Среди материалов отдела критики журнала «Дальний Восток» привлекают внимание статьи, посвященные литературному прошлому края, освещающие страницы творчества того или иного писателя, связанные с Дальним Востоком.

Так, Н. Рогаль в N 1 за 1960 год опубликовал к 100-летию со дня рождения А. Чехова статью «А. П. Чехов на Дальнем Востоке» – о поездке писателя весной 1890 года на Сахалин. «Максим Горький и Дальний Восток» – тема статьи В. Пузырева (N 4), основой для которой послужили письма Горького к рабочим, писателям, учащимся, военным работникам, корейцам-рабкорам Дальнего Востока.

«Борьба против футуризма в Дальневосточной республике (1921 – 1922 гг.)» – так озаглавлена статья А. Татуйко в N 5. Настоящая статья, пишет автор, ограничивается периодом 1921 – 1922 годов – особенно сложным и бурным в литературной жизни Дальнего Востока, что объяснялось определенными политическими обстоятельствами. А. Татуйко исследует литературную и общественную деятельность группы «Творчество», игравшую тогда большую роль и возглавлявшуюся Н. Чужаком-Насиловичем, С. Третьяковым и Н. Асеевым, прослеживает ее связь с Маяковским; рассказывает об обострении идейной борьбы после известного письма ЦК РКП(б) «О Пролеткультах».

ТВОРЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЖУРНАЛОВ

В N 10 журнала «Дон» напечатана статья А. Новикова «Истинное и ложное» – заметки о прозе в журнале «Подъем» (Воронеж, 1959, NN 1 – 6; 1960, NN 1, 2). Оценивая произведения, опубликованные здесь, – повести Ал. Шубина «Непоседы», О. Кожуховой «Хлеб, которым делишься» В. Черепова «Нас потревожил рассвет», автор пишет, что за последние полтора года в журнале напечатано немало произведений, героями которых являются наши современники – целинники, участники сибирских строек, члены бригад коммунистического труда. Но здесь встречаются вещи слабые, поверхностные, малохудожественные (О. Кравцова «Пережитое»), авторы которых не избегают и банальности в построении сюжета, тяготеют к натурализму и литературным реминисценциям.

Журналу следует, по мысли А. Новикова, проявлять больше требовательности к художественному уровню произведений, больше внимания уделять мастерству начинающих писателей, расширять круг авторов.

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ЭКСПОЗИЦИИ, НАХОДКИ

* Литературная общественность широко отметила 65-летие со дня рождения С. Есенина. Многие областные и республиканские газеты поместили в связи с этой датой статьи, заметки, воспоминания, редкие фотографии поэта. Большие статьи напечатали «Волжская коммуна» (И. Машбиц-Веров «Сергей Ксении», 5 октября), «Приокская правда» (Т. Тихомирова «Образ Ленина в поэзии С. Есенина», 4 октября), «Дагестанская правда» (П. Щекотов «В созвездии русского Парнаса», 5 октября) и др. В «Вечернем Тбилиси» помещена статья Тациана Табидзе «С. Есенин в Грузии», впервые опубликованная в 1926 году (4 октября); в «Московском комсомольце» (9 октября) – один из редких снимков поэта, сделанных в 1914 году, фотография «Баку. 1924 год» – в «Бакинском рабочем» (4 октября). С воспоминаниями о Есенине на страницах «Зари Востока» выступает Ф. Долидзе, а в «Учительской газете» – А. Миклашевская.

* «Новое о предках А. С. Пушкина – такое сообщение напечатано в «Псковской правде» (17 сентября). Недавно, говорится в заметке, в фондах судебных и административных учреждений Петербургской губернии конца XVIII века, хранящихся в Государственном архиве Ленинградской области, найдены новые материалы о деде А. С. Пушкина по материнской линии – О. А. Ганнибале и его братьях. Среди них большой интерес представляет переписка Петербургской палаты гражданского суда по опеке над имением матери поэта – Надежды Осиповны.

* «Вечерний Тбилиси» (27 сентября) опубликовал несколько выступлений: П. Коринтели и В. Харазова, а также акад. Ш. Нуцубидзе и проф. Ал. Барамидзе – по поводу двух новых документов о последнем периоде жизни Ш. Руставели – о пребывании в Красном монастыре в Иерусалиме и в Афинах, где он познакомился со знаменитыми мыслителями древности. Одновременно затрагиваются вопросы о дате рождения Ш. Руставели.

* Два неизвестных стихотворения Д. Фурманова «Три жизни» и «Старушка» впервые напечатаны в «Рабочем крае» (18 сентября). Первое (в нем славится труд как основа человеческой жизни и счастья), написанное 21 января 1911 года, хранится в архиве писателя в Институте мировой литературы. Второе (сатирическое по своему содержанию) публикуется по автографу, находящемуся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина.

* С новыми документами, недавно обнаруженными в статьях, воспоминаниях, личном архиве, относящимися к биографии Хамзы Хакимзаде, выступает Д. Каюмов («Комсомолец Узбекистана», 6 октября). Среди них – публицистическая статья Хамзы из газеты «Садои Туркистон» («Голос Туркестана», 20 мая 1914 года, N 11), письмо его жены.

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 1961 - №1. - C. 242-244
Копировать