Два стихотворения А. В. Луначарского
Многосторонняя литературная одаренность А. В. Луначарского проявлялась в том, что он на протяжении чуть ли не всей своей жизни писал стихи. Он стремился выразить на языке поэзии свои переживания при слушании музыки, пробовал свои силы в философской лирике, выступал со стихотворными памфлетами. Известно, что сатирические стихи Луначарского, направленные против буржуазных либералов, одобрял В. И. Ленин. В 1907 году он советовал своему талантливому сотруднику вернуться к этому жанру, «тряхнуть… стариной», вновь «посмеяться… в стихах» 1 над политическими противниками.
Считая свои поэтические опыты далекими от совершенства, Луначарский помещал в печати лишь немногие из них. Большая же часть его стихотворений осталась неопубликованной. В этом поэтическом наследии обращают на себя внимание несколько стихотворений на темы, связанные с литературой. Среди произведений, в которых Луначарский-поэт как бы продолжает дело Луначарского-критика, имеются два стихотворения, обращенные к Александру Блоку и написанные, очевидно, в первые годы после Октября.
К творчеству Блока Луначарский обращался в 20 – 30-е годы неоднократно и в своих лекциях, и в статьях. Главная его работа о Блоке – вступительная статья 1932 года к двенадцатитомному собранию сочинений поэта. Стихи, принадлежащие к более ранним откликам критика на творчество крупнейшего русского поэта предреволюционной эпохи, свидетельствуют, что и прежде это творчество привлекало пристальное внимание Луначарского. Конечно, многое в стихах Блока не могло быть близко и созвучно революционеру-марксисту. Поэтому он называл их автора «странным мечтателем», но в то же время видел в нем поэта, «сильного чувством и умом». Говоря даже о начале блоковского пути, отмеченном «очень туманной мистикой», Луначарский в одной из своих лекций отмечал, что поэт «сразу очаровал всех необычайной музыкальностью своей поэзии» и «сделался лучшим певцом печали интеллигенции дореволюционного периода» 2. Высоко ценил Луначарский в поэзии Блока социальную струю, «правый гнев» поэта и «его сочувствие массам», нашедшие кульминационное выражение в «Ямбах». И естественно, что особый интерес у критика-большевика, страстно ожидавшего «певца-гиганта», который придет и «запечатлеет грохочущие дни пролетарской революции» 3, вызвала послеоктябрьская поэма Блока, Этой знаменитой, по определению Луначарского, поэме и посвящено его стихотворение, названное «Блоку Двенадцати» и начинающееся следующими строками:
Ты за сердце ухватился.
Весь с лица ты побледнел,
В их частушку слухом впился,
Голытьбе в глаза глядел.
Ох ты, удаль! ох ты, мука!
Цель неясна, смерть ясна, –
К черту буден серых скука –
Хоть минута – да красна!
Видишь, как рванулись к свету.
Это правда, что вьюги,
Что почти дороги нету,
Страх и злоба на врага!
Из тяжелого железа
Кован бедный человек:
Разбудила марсельеза –
Бросил чадный свой ночлег,
В голове хмельно без водки,
В сердце вера без креста,
Все знобит, как от чахотки,
Жуть и радость неспроста!
Так идут державным шагом,
А поодаль ты, поэт,
За кроваво-красным стягом,
Подпевая их куплет.
Их жестокого романса
Подкупил тебя трагизм.
- В. И. Ленин, Сочинения, т. 34, стр. 322.[↩]
- Архив Института марксизма-ленинизма, ф. 142, оп. 1, ед. хр. 417, л. 61.[↩]
- «Вестник театра», 1920, N 69, стр. 14.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.