№2, 2010/Литературное сегодня

Географ и его боги. Алексей Иванов

Алексею Иванову пришлось завоевывать внимание читателя дважды. В 1990 году повесть двадцатилетнего автора напечатал популярный среди любителей фантастики «Уральский следопыт», который выходил тогда полумиллионным тиражом1. Дебют оказался успешным. В рейтинге популярности фантастов- авторов «Уральского следопыта», составленном читателями, Иванов занял второе место, уступив Владиславу Крапивину и опередив братьев Стругацких2.

В 90-е годы Иванова печатать перестали. Много лет он вел скромную жизнь провинциального интеллигента, пока на него не обратил внимания чуткий к молодым авторам Л.Юзефович. Он помог опубликовать «Сердце Пармы»3 и «Географ глобус пропил» в «Пальмире» и «ВАГРИУСе», после чего за раскрутку перспективного провинциала принялось издательство «Азбука-классика», которое и опубликовало практически полное собрание сочинений Иванова. К Иванову пришел неожиданный успех. С 2003-го по 2007-й он был одним из самых модных русских писателей. Читатель ждал обещанного романа о гражданской войне на Урале4, однако неожиданный неуспех повести «Блуда и МУДО» заставил писателя остановиться. Он «замолчал».

По творчеству Иванова защищают диссертации, его книги охотно переиздают все та же «Азбука» и «АСТ», но и теперь он остается одним из самых загадочных современных русских писателей.

Иванов рубежа 80-х- 90-х был начинающим советским писателем-фантастом, в 90-е перешел к реалистической прозе, во второй половине нулевых- к социальной сатире. Два самых известных романа Иванова, «Сердце Пармы» и «Золото бунта, или Вниз по реке теснин», трудно отнести к какому-либо известному жанру. Л.Данилкин, ставший позднее едва ли не ведущим пропагандистом творчества Иванова, поначалу назвал «Сердце Пармы» «литературным курьезом, не влезающим ни в какие ворота»5. А.Гаррос и А.Евдокимов, напротив, посчитали его «традиционным и консервативным романом»6, а С. Костырко- «историко-этнографическим фэнтези»7. «Золото бунта» критики называли «романтической поэмой»8, «романом-блокбастером»9, «региональным романом»10, сравнивали с «Туманностью Андромеды»11 и «Властелином колец»12.

Иванов не только пишет в разных жанрах, но, что более существенно, едва ли не каждый раз создает новый язык. Директор Института лингвистики РГГУ М.Кронгауз, сравнивая «Географ глобус пропил» и «Сердце Пармы», замечает: «Ни одна лингвистическая экспертиза не показала бы, что это произведения одного автора <…> нет ничего общего на уровне лексики. Приходится говорить не о языке автора, а о языке отдельного романа»13.

О художественных достоинствах романов и повестей Иванова критики спорят не меньше, чем о жанровой принадлежности «Золота бунта». Одни объявляют его «классиком XXI века», «сокровищем нации»14. Другие считают Иванова всего лишь «издательским проектом»15, автором «трэш-изделий»16.

Дурновкусие, избыточность, вычурность, неточность в метафорах и сравнениях- давние спутники этого писателя: «Створка окна, блеснув, как выстрел в висок, стремительно захлопнулась. Пепел на столе из последних сил прополз немного и застрял на полпути среди окурков, похожих на падшую мелкую скотину» («Общага-на-Крови», 1992). Впрочем, критикам надо иметь в виду, что Иванов практически не печатался в толстых литературных журналах17, а редакторы «Пальмиры», «Азбуки-классики», «АСТ» были озабочены раскруткой брэнда «Алексей Иванов», а не рутинным «вычесыванием блох». Отсутствие профессиональной редактуры подтверждают и многочисленные фактические ошибки в его книгах. В «Золоте бунта» сначала говорится, что раскольничий Невьянский собор признал толк истяжельцев, но спустя двести страниц оказывается, что все тот же Невьянский собор его «отринул». Книга «Massage: Чусовая», своеобразный «путеводитель» по «реке теснин», изобилует не только многочисленными текстуальными самоповторами, но и грубыми фактическими ошибками: например, год смерти Ивана Грозного писатель перенес с 1584 на 1598, то есть на год смерти его сына, Федора Ивановича18.

Но неточности, неудачи и даже дурновкусие Алексея Иванова лишь незначительно портят этого талантливого, ни на кого не похожего писателя. Обо всех его стилистических недостатках и вкусовых провалах забываешь, читая, к примеру, такое: «Земля летела сквозь таинственные радиопояса вселенной, и холод мироздания лизал ее круглые бока. Тонкие копья вечной тишины хрустальными остриями глядели в далекое, узорчато заиндевевшее небо. Искры бежали по невидимым дугам меридианов над головой, а из-за горизонта тянулся неслышный звон качающихся полюсов. Дым от костра сливался с Млечным Путем, и казалось, что костер дымится звездами» («Географ глобус пропил», 1995).

Если две первые повести Иванова, «Охота на «Большую Медведицу»» и «Победитель Хвостика», были вещами ученическими, то уже роман «Корабли и Галактика» (1991) удивляет языковыми экспериментами.

  1. [Иванов А.] Охота на «Большую Медведицу». Повесть// Уральский следопыт. 1990. №4.[]
  2. См.: Уральский следопыт. 1991. №8. С.56.[]
  3. Авторское название- «Чердынь- княгиня гор». []
  4. Новая газета. 9 апреля. 2007.[]
  5. [Данилкин Л.] Диагностика Пармы// Афиша. 2003. 23 марта.[]
  6. [Гаррос А., Евдокимов А]. Одинокий голос крови// Эксперт. 2003. 15 сентября. []
  7. [Костырко С.] Шорт-лист как текст// Взгляд. 2006. 16 июля. []
  8. [Быков Д.] Сплавщик душу вынул, или В лесах других возможностей// Новый мир. 2006. №1. С.175.[]
  9. [Чудинова Г.] Опять на баррикады?// Литературная Россия. 2006. 13 января.[]
  10. [Юзефович Г.] Русский дух// Эксперт. 2005. 12 сентября.[]
  11. [Володихин Д.] Минуя теснины// Знамя. 2006. №4. []
  12. [Иткин В.] «Золото бунта» А.Иванова- русский «Властелин колец»// http://www.arkada-ivanov.ru/ru/books_reviews/ zoloto_ bunta/ZOLOTOBUNTAA.IVANOVA. []
  13. [Кронгауз М.] Эффект Хонтуя// http://www.arkada-ivanov.ru/ ru/meth_learn/efekt/[]
  14. [Щипин А.] Сокровище нации// НГ Ex libris. 2006. 16 марта. []
  15. [Золотоносов М.] Тайна блудомудского треугольника// Петербургский журнал. 2007. 19 июня. []
  16. [Шухмин В.] Трэш, или Мусорный ветер перемен// Критическая масса. 2004. №1. Правда, знакомство В.Шухмина с творчеством Алексея Иванова, кажется, ограничилось двумя страницами из «Сердца Пармы». []
  17. Первая и пока что единственная публикация Иванова в толстом журнале состоялась в 2007 году: Иванов А. Рядом и порознь: Строгановы и Демидовы: противостояние традиций// Урал. 2007. №7. []
  18. Надо сказать, что Иванов-краевед, Иванов-историк значительно уступает Иванову-прозаику. Сколько-нибудь интересных находок, оригинальных мыслей, идей в его краеведческих работах не найти. Исключение- более чем спорная, но не банальная мысль о противостоянии Строгановых и Демидовых, воплощающих в себе «дух» западного и восточного склонов Уральских гор (Иванов А. Рядом и порознь: Строгановы и Демидовы: противостояние традиций). []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2010

Цитировать

Беляков, С.С. Географ и его боги. Алексей Иванов / С.С. Беляков // Вопросы литературы. - 2010 - №2. - C. 8-22
Копировать