№2, 2010/Синтез искусств

Композитор Дебюсси как поэт. О вокальном цикле «Лирические прозы»

 

В истории европейской культуры есть ряд деятелей, оставивших равновеликое наследие в различных областях знания и искусств: Аристотель, Леонардо да Винчи, М. Чюрленис, о. П. Флоренский. Более того, в отдельные эпохи ощутима потребность в личностях, проявляющих себя в нескольких сферах творчества. В конце XIX — начале ХХ века универсализм художника, по мнению Д. Сарабьянова, достиг такого уровня, какого он не достигал никогда1.

Вкус молодого Клода Дебюсси был сформирован преимущественно в среде поэтов и литераторов, отчасти — художников, и в гораздо меньшей степени — музыкантов. Среди его друзей и знакомых по артистическому кабаре «Черная кошка»2 («Chat Noir») — многие крупнейшие поэты Франции: А. де Ренье, С. Малларме, П. Верлен, Ж. Лафорг, П. Валери3. Современники, а вслед за ними и исследователи творчества композитора отмечали его прекрасное литературно-поэтическое чутье, изящество стиля его статей, писем и рецензий, тонкий вкус в выборе стихотворений для вокальных циклов, в его собственных поэтических опытах. «Homme de letters»4 — так отозвался о нем Р. Циммерман.

Дебюсси-поэт не известен ни любителям, ни даже знатокам французской поэзии рубежа веков. Музыкантам он тоже мало знаком в этой ипостаси, хотя на собственные стихи им написан вокальный цикл «Лирические прозы» («Proses Lyriques», 1893) и оставшийся незавершенным поэтический цикл «Белые ночи»5 (1898), который мыслился как вторая часть «Лирических проз».

Несмотря на поэтические экзерсисы, Дебюсси никогда не называл себя профессиональным поэтом. Более того, за два года до смерти, почти перестав творить, в письме к своему другу и издателю Ж. Дюрану он вынес себе очень жестокий приговор: «Клод Дебюсси, который больше не сочиняет музыки, не имеет никаких оснований вообще существовать. У меня нет никаких побочных пристрастий, меня научили одной только музыке»6.

Дебюсси редко обсуждал вопрос о содружестве поэзии и музыки. Одно из высказываний на эту тему содержится в интервью, данном журналу «Musique» в марте 1911-го, когда композитор работал над симфоническими фрагментами «Мученичество Св. Себастьяна». Дебюсси признавал первичность музыкальных идей над поэтическими при создании музыки. Акцентируя тот факт, что ритм поэзии не всегда соответствует ритму музыкальной идеи, Дебюсси объяснил свое видение союза музыки и слова как единения музыки и свободного стиха, что на практике он и осуществил в верлибрах «Лирических проз» и «Белых ночей». Поскольку, полагал Дебюсси, такой стих гораздо менее регламентирован, чем классический, композитор может при желании сочинить хороший поэтический текст к своим вокальным сочинениям сам, не подвергая в то же время искажениям первоначально возникающие музыкальные «идеи».

В 1892 году Дебюсси написал четыре стихотворения и отдал их на суд известного поэта А. де Ренье##Дебюсси был знаком с А. де Ренье с 1890 года еще и по книжной лавке Э. Байи и высоко ценил творчество этого поэта.

  1. См.: Сарабьянов Д. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989. С. 189-190.[]
  2. В начале 1880-х Дебюсси работал аккомпаниатором в этом кафе, а затем стал его завсегдатаем.[]
  3. Среди его друзей упоминают поэтов — Ш. Кро, П. Луиса, К. Мендеса, писателей — П. Бурже, М. Пруста, драматурга М. Донне. Ф. Лесюр считает, что именно контакты Дебюсси с поэтами, начиная с 1885-го и до 1902 года, дали активный толчок к формированию его новаторского музыкального стиля, получившего название «дебюссизм» (Lesure F. Debussy Claude. http://www.grovemusic.com).[]
  4. Zimmermann R. Preface // Debussy Cl. Proses lyriques. Chants pour Chant et piano. Leipzig: Edition Peters, 1973. P. VI. []
  5. »Nuits blanches», для которого были сочинены только два стихотворения — «Nuit sans fin» («Ночь без конца») и «Lorsqu’elle est entrеe» («Когда она вошла»). []
  6. Дебюсси К. Избранные письма. Л.: Музыка, 1986. С. 261.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2010

Цитировать

Купец, Л.А. Композитор Дебюсси как поэт. О вокальном цикле «Лирические прозы» / Л.А. Купец // Вопросы литературы. - 2010 - №2. - C. 140-149
Копировать