№7, 1969/Зарубежная литература и искусство

Финские диалоги

Наверное, это уже традиционный вопрос, и все же именно с него обычно начинаешь знакомство с литераторами любой зарубежной страны:

– О каких книгах у вас сейчас больше всего говорят, пишут, спорят?..

Ответы совпадают далеко не всегда. Но в Хельсинки этот вопрос не вызвал разноголосицы. Писатели и критики, с которыми мне довелось встречаться, были единодушны:

– Конечно же, о книгах Пааво Ринтала! Почти каждая вызывает бурную дискуссию.

Мои собеседники объясняют: дело прежде всего в общественной направленности произведений Ринтала. Для современной финской литературы большое значение имел его роман «Лейтенант разведки», выпущенный в 1963 году. Молодой прозаик смело обличал в нем военщину, писал о «потерянном поколении» второй мировой войны. Для читателей, думающих о жизни, переосмысливающих прожитое и пережитое, эта книга была подлинным откровением. У защитников старого курса она вызвала возмущение. Особенно неистовствовало реакционное офицерство. Ни много ни мало – сорок генералов выступили в печати с публичным обвинением Ринтала в антипатриотизме и безнравственности. Писатель устоял в схватке с генералами. Он не свернул с избранного пути убежденного антимилитариста.

Несколько лет назад Пааво Ринтала записал на магнитофонную ленту рассказы бывших фронтовиков, обработал их и включил в книгу «Голоса солдат». Она убедительно разоблачает лживые россказни милитаристов об «освободительной» борьбе на Карельском перешейке. Таким же способом создавалось и последнее произведение Ринтала – «Ленинградская симфония судьбы». Это записи воспоминаний ленинградцев о годах войны. Не приходится удивляться тому, что вокруг книги снова завязались ожесточенные схватки, – она показала, сколько горя и страданий принесла жителям города на Неве фашистская блокада, в которой участвовала армия Маннергейма. Острая постановка проблем войны, мира, исторической ответственности выдвинула произведения Ринтала в центр дискуссий. Но, утверждали мои собеседники, «Голоса солдат» и «Ленинградская симфония судьбы» привлекли внимание также и необычностью литературной формы.

Пожалуй, о ее необычности говорить не совсем точно. Известно, что так называемая художественно-документальная литература получает все большее распространение во многих странах. К ней относят самые разные произведения: от повести Сент-Экзюпери до публицистики Трумена Капоте, драматургии Петера Вейса, книг путешествий Тура Хейердала. Да и у нас не случайно вновь и вновь вспоминают о традициях фурмановского «Чапаева», макаренковской «Педагогической поэмы», «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, спорят об опытах таких писателей, как С. С. Смирнов, Л. Гинзбург, И. Андроников, М. Галлай, Е. Дорош, Ю. Смуул, как А. Кузнецов, «Бабий Яр» которого снабжен характерным подзаголовком: «Роман-документ». А кто не знает о необыкновенной популярности мемуарных произведений?

В общем, когда мы стали обсуждать тему предстоящего советско-финского литературного симпозиума, ее не пришлось искать слишком долго. Все охотно согласились с формулировкой: «Документальность и художественное обобщение в литературе». Для подготовки семинара решили координировать свою работу несколько организаций. Их представляли на нашей встрече генеральный секретарь общества «Финляндия – Советский Союз» Тойво Карвонен, председатель литературной секции этого общества Олави Линнус, председатель «Общества Эйно Лейно» Пекка Лоунела и его заместитель Эркки Реенпяя, руководители Союза финских писателей и Союза шведских писателей Ярно Пеннанен, Кай Лайтинен, Карл Фредерик Санделин.

Рассказывая о том, как в нашей стране трактуют выдвигаемую на семинарское обсуждение тему, я мог назвать не только художественные произведения, но и ряд литературно-критических статей, и писательскую анкету «Жизненный материал и художественное обобщение», опубликованную в «Вопросах литературы» (1966, N 9). Ну а что думают о состоянии и перспективах развития художественно-документальной литературы наши коллеги в Финляндии? Возникла идея послушать их самих – и опытных мастеров, и литературную молодежь, представителей различных направлений, взглядов, манер. Забегая вперед, должен сказать, что это были содержательные беседы с интересными людьми, много и напряженно думающими о времени и об искусстве. Быть может, краткая запись состоявшихся бесед покажется небезынтересной и советским читателям.

«ПРОБЛЕМЫ ВЕКА ВРЫВАЮТСЯ В НАШИ ДОМА»

– В чем вы видите причины нынешней активизации художественно-документальной литературы? Как оцениваете этот процесс? – такими вопросами начиналась каждая беседа. Оценки идущего процесса часто не совпадали; что же касается причин – г две из них называли многие финские писатели.

Первая – социальные обстоятельства современности. Послушаем Ласси Силконена. Ему тридцать два года. Он сын рабочего, сам в прошлом рабочий. Автор романов того типа, которые у нас называют производственными.

Литература, убежден Силконен, не может и не должна стоять в стороне от политической действительности. Политика волнует всех и каждого, волнует больше и больше, и это положительная тенденция. Но беда в том, что авторы художественных произведений не часто и не глубоко проникают в жгучие проблемы изменения общества, предназначения человека.

Цитировать

Озеров, В. Финские диалоги / В. Озеров // Вопросы литературы. - 1969 - №7. - C. 153-161
Копировать