Ф. М. Достоевский. Бедные люди
Ф. М. Д о с т о е в с к и й. Бедные люди / Изд. подгот. К. А. Баршт. М.: Ладомир: Наука. 2015, 807 с. (Литературные памятники).
«Бедные люди» — абсолютная классика, роман, который ввел в русскую литературу (а затем и в мировую) одного из величайших писателей! Роман, с которого начался «коперниканский переворот», совершенный Достоевским, совсем невелик по объему, не более сотни страниц. Его исследовательское издание занимает более восьмисот страниц. Это издание интересно читать, почти как детективное расследование. Ведь задача, которую решал Константин Баршт, среди прочего заключалась и в том, чтобы читатель увидел в романе тот выход за пределы привычного в литературе, то мощное преодоление жизненного материала, которое удалось писателю. Перед нами своеобразная монографическая энциклопедия.
Состав этого капитального фолианта претендует на максимальную полноту в рассказе о творческой истории романа. Помимо текста самого произведения здесь сорок четыре письма Достоевского, написанных в период создания «Бедных людей», тексты писателя, в которых содержатся упоминания или автоаллюзии на его творческий дебют, тринадцать фрагментов из воспоминаний современников, комментирующих обстоятельства жизни и работы Достоевского в этот период, все тридцать три критических отзыва на роман, появившихся непосредственно после его первой публикации, несколько художественных произведений, в стихах и в прозе, в которых оказался отраженным литературный дебют Достоевского, и статья составителя книги: «Литературный дебют Ф. М. Достоевского: творческая история романа «Бедные люди»». Комментарий ко всем этим текстам, прошедшим текстологическую обработку, устраняющую опечатки и переводящую их на современный русский язык, занимает треть книги, это почти триста страниц.
Текст романа «Бедные люди» заново сверен по четырем прижизненным изданиям романа Достоевского — первой публикации в «Петербургском сборнике» (1846 год), отдельному изданию в 1847 году, изданиям в составе собраний сочинений 1860-го и 1865 годов. После первой публикации 1846 года писатель правил свой роман трижды: к изданию в виде отдельной книги в 1847 году, а также к изданиям 1860 и 1865 годов.
Бережное отношение к авторской воле Достоевского в процессе текстологической подготовки романа Достоевского сочетается в книге с принципиальной вариативностью в написании слов в зависимости от контекста. Это выглядит оправданным решением — фактически в тексте романа лишь его название и эпиграф нарративно относятся к Ф. Достоевскому, все же остальное — плоды авторства его героев, Девушкина и Варвары Доброселовой. Например, обижаясь на намерение Ратазяева написать о нем сатирический очерк, Девушкин употребляет слово «пасквиль», однако литераторов, склонных к созданию таких произведений, называет «пасквилантами». Эта редкая форма, безусловно, является умышленной аллюзией, указывая на архаические языковые предпочтения Девушкина, который мог встретить эту форму у авторов XVIII века.
О комментарии, занимающем треть книги (около 250 страниц), стоит сказать особо. Впервые мы видим последовательную ориентацию не только на факты литературы, но и на законодательные документы русской истории. Действительно, почему Макар Девушкин, примерный государственный служащий и аккуратный работник своего департамента, представленный к «крестику» (ордену Станислава III степени), так и не получил орден? Почему он ходит на службу вместо обычного мундира в вицмундире? Почему он, чиновник 9 класса, лишен возможности обрести 8 класс? На какой срок и какую сумму мог занять Девушкин (и сам Достоевский, в пору работы над романом «Бедные люди» — чиновник 10 класса Инженерного ведомства) в казначействе своего департамента? Эти и многие другие вопросы, проясняющие смысл эпизодов романа «Бедные люди» и обстоятельства судьбы Достоевского, остались бы без ответа, если бы составитель не предпринял поиск связанных с этими фактами документов в собрании законов Российской империи, сборниках исторических и юридических документов.
Научная строгость в подготовке исторических и библиографических ссылок выражается также в стремлении к полноте состава книги. Здесь воспроизведена забытая статья русского литературоведа И. Шляпкина, написанная к пятидесятилетию публикации романа «Бедные люди». В разделе «Литературные отражения» опубликована эпиграмма на Достоевского, написанная И. Тургеневым и Н. Некрасовым, а также незаконченная повесть Н. Некрасова о Достоевском. Хотелось бы также отметить включение в состав книги, пожалуй, лучшей рецензии на роман Достоевского из всех, написанных после его выхода в свет, долгие годы остававшейся под спудом и практически не принимавшейся в расчет исследователями творчества писателя. Речь идет о статье немецкого и русского публициста и деятеля культуры Фердинанда Леве «Роман Достоевского «Бедные люди»» (1846), вошедшей в состав книги в превосходном переводе с немецкого Р. Данилевского. На фоне панегириков В. Белинского в адрес Достоевского как «нового Гоголя» и грубой брани авторов «Северной пчелы» эта статья, наряду с доброжелательными работами В. Майкова и А. Григорьева, определила реальный потенциал начинающего автора, названного «русским Гете».
Стоит также отметить иллюстративный материал. Он невелик по объему, всего 16 страниц мелованной бумаги, но довольно представительный — мы получаем возможность увидеть портреты молодого Достоевского, главных лиц, окружавших Достоевского в период его вхождения в литературу, виды петербургских улиц при жизни писателя, а также титульные листы прижизненных изданий «Бедных людей». Подборка писем Достоевского, воспоминаний современников о его литературном дебюте, полное собрание рецензий на роман «Бедные люди» — эти текстовые блоки выглядят как отдельные повествования, параллельно со статьей К. Баршта раскрывающие перипетии захватывающего сюжета — становления Достоевского как писателя.
Текст К. Баршта о литературном дебюте Достоевского можно назвать новым шагом в изучении этого периода жизни и творчества писателя. История вхождения Достоевского в литературу представлена здесь не только как факт собственно «истории литературы», но как явление мировой культуры, своего рода феномен героического возрастания человеческого духа, не смирившегося с трудностями и преодолевшего невероятные препятствия: тяжелая болезнь, материальные невзгоды, слишком злые шутки со стороны бывших друзей, грубые издевки врагов, одиночество и отсутствие поддержки откуда бы то ни было, кроме, пожалуй, брата Михаила Михайловича.
Относительно словесной бури, поднявшейся в русской периодике после публикации «Бедных людей», следует сказать, что большая ее часть вообще была не по адресу, про Достоевского, его творческие достижения и начавшуюся писательскую судьбу помнили немногие — А. Григорьев, В. Майков, Ф. Леве. Что касается остальных, то они были более увлечены литературно-идеологическими баталиями, литературной и окололитературной политикой, чем собственно романом «Бедные люди» и его автором. Достоевский это хорошо понимал и потому пытался отстраниться и от панегириков, и от брани, однако особенно жестоко страдал от нападок кружка Белинского. К. Баршт не пытается приукрасить жестокую реальность: начиная с середины 1846 года Достоевский был предметом жесточайших издевательств со стороны «молодых литераторов», как именовала их в своих мемуарах А. Панаева.
В связи с этим особое значение обретает вскрываемая К. Барштом автобиографичность творчества Достоевского. Роман «Бедные люди» выступает, по мнению автора статьи, в качестве художественной «пробы» идеи: определиться ли в этой жизни в роли государственного служащего? Этот совет отца был затем поддержан опекуном П. Карепиным. Из исследования психологии склонного к «занятиям литературой» немолодого чиновника роман «Бедные люди» обратился в горестное повествование о будущей судьбе Достоевского, последуй он «советам старших»: морально-психологическое «запустение», как формулирует Макар Девушкин, тоскливое и пустое существование, зарывание таланта в землю, безысходность во всем и вся. Другими словами, «Бедные люди» — это и роман Достоевского, и роман о том Достоевском, который, слава Богу, не состоялся, — о бедном чиновнике, «машине для письма», мечтающем о социально-нравственной гармонии, а в реальности прозябающем по чердакам и подвалам.
По мнению К. Баршта, основным фундаментом, на котором построены сюжет и нарратив первого романа Достоевского, является его переписка с братом Михаилом Михайловичем в 1838-1846 годах. Основные темы этой переписки, а также сама форма эпистолярной коммуникации легли в основу первого произведения писателя. Версия выглядит логичной — ведь у Достоевского не было к началу создания «Бедных людей» никакого письменного опыта, кроме эпистолярного. Эта версия косвенно подтверждается и тем, что, как показывает автор, даты писем Девушкина и Доброселовой в составе «Бедных людей» и писем Достоевского к брату и другим корреспондентам в период написания произведения оказываются близки, а некоторые фрагменты романа «Бедные люди» аллюзивно связаны с содержанием писем Достоевского.
Баршту удалось сломать тяжкое предубеждение, что это произведение посвящено большим трудностям в жизни малообеспеченных людей. Баршт убедительно показывает, что подлинный смысл «бедности», от которой страдают герои его романа, сродни тому, какой вкладывает Гамлет в свои слова о «бедном Ёрике», с той только разницей, что в данном случае Ёрик — в лице Девушкина — еще жив. Бедность человечества, погруженного в ничего не значащую суету, во мраке бессмысленности своего существования, заботила Макара Девушкина так же, как она затем заботила всех остальных героев-философов Достоевского: «подпольного», Раскольникова, Мышкина и Ипполита, Шатова и Кириллова, Ивана, Дмитрия и Алексея Карамазовых. Всеми ими движет не «добродетель гражданская — деньгу зашибить», в иронической формулировке Девушкина, а стремление постичь смысл своей жизни.
В заключение можно сказать, что издание «Бедных людей» в серии «Литературные памятники» — это в высшей степени важное событие, которое бесспорно окажется вкладом в наше представление о творческой жизни Достоевского.
Владимир КАНТОР
Высшая школа экономики
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2016