Эстетические взгляды Баратынского
Н. Р. Мазепа, Е. А. Баратынский (Эстетические и литературно-критические взгляды), Киев, Изд. АН УССР, 1960, 92 стр.
Выход книги Н. Мазепы об эстетических и литературно-критических взглядах Е. Баратынского, крупнейшего из поэтов пушкинской поры и одного из первых теоретиков русского реализма, нельзя не приветствовать. Ведь уже много лет мы не видели имени Баратынского титульном листе литературоведческой работы. Интерес к книге Н. Мазепы естествен еще и потому, что автор предисловий к «Эде» и «Наложнице», а также «Антикритики» – был одним из первых, кто заговорил о реалистических принципах искусства, и без него история становления реализма в русской литературе была бы неполной.
Ведущая реалистическая тенденция эстетики Баратынского находится в центре внимания Н. Мазепы и является, по существу основным предметом ее исследования, В книге немало интересных наблюдений и выводов, представляющих несомненную научную ценность. Благоприятное впечатление оставляет исследование взглядов Баратынского на роман, на вопросы нравственного содержания литературы, разбор стихотворений «Фея» я «Благословен святое возвестивший».
Однако работа Н. Мазепы выиграла бы, если бы эстетика Баратынского анализировалась в связи с русской эстетической мыслью его времени, в частности с эстетической теорией Пушкина. Тогда автор мог бы выяснить, в чем и как далеко шел Баратынский столбовой дорогой русского реализма, в чем было своеобразие его поисков в сравнении с Пушкиным!
Н. Мазепой использован далеко не весь материал, который предоставляют исследователю как статьи поэта, так и его письма. Автор прав, когда утверждает, что в письмах Баратынского «значительно чаще упоминаются имена прозаиков, чем поэтов», но это не дает еще основания ни для утверждения, что Баратынский «о стихах почти не писал», и для того, чтоб обойти молчанием многочисленные и интересные замечания о Пушкине, Козлове, Барбье, Жуковском, рассыпанные в письмах Баратынского.
Но особенно существенные пробелы допущены автором при характеристике стихотворений Баратынского, в которых нашли отражение его взгляды на поэзию. Трудно объяснить как могла Н. Мазепа совершенно опустить в своем анализе такие важнейшие, можно сказать программные стихотворения, как «Г[неди]чу, который советовал сочинителю писать сатиры», «Муза» и «В дни безграничных увлечений». Вместе с этими стихотворениями из книги выпал вопрос о «простоте» поэзии в эстетике Баратынского и сочетании настойчивых требований простоты с далеко не простым творчеством самого поэта.
Существенным недостатком представляется бездоказательность ряда положений книги. На стр. 63 Н.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.