№12, 1974/В шутку и всерьез

Если хочешь быть критиком…

Писатели, чьи произведения мы представляем под юмористической рубрикой, не принадлежат к славной когорте венгерских юмористов. Они пишут совершенно серьезно. Однако не забывают и о том, что смех – дело нешуточное.

Венгерскому читателю хорошо известно имя публициста, театрального, литературного критика Дьердя Хамоша. Публикуемое эссе «Если хочешь быть критиком…» взято нами из его «Книги сатиры».

«По отцовской линии в моем роду были ученые и художники, – пишет в предисловии к «Книге сатиры» Дьердь Хамош, характеризуя свою «родословную»;по материнской линии моими предками были цирковые антрепренеры и укротители львов; отцу я благодарен за свою любовь к книгам и искусству, матери и ее родственникам – за то, что я избрал литературную критику».

В разделе пародий мы печатаем произведения, заимствованные из книги литературных пародий, принадлежащей перу венгерского романиста Тамаша Бараня. Он начинал как поэт, в пятнадцатилетнем возрасте издал свою первую книгу стихов. За ней последовали романы, повести, сборники рассказов, принесшие автору, известность. Советским зрителям и читателям творчество Тамаша Бараня знакомо по экранизации его романа «Винтовая лестница».

Я должен решительно отклонить лестные отзывы, которыми коллеги удостаивают мои критические выступления. Критика, замешанная на юморе, вовсе не мое изобретение. В прошлом очень многие рецензенты пользовались этим методом, – правда, за последние десятилетия юмор начисто выветрился из критики. Отсутствие иронического взгляда на вещи не нанесло тяжелых потерь критической литературе. Как показывает опыт, можно очень хорошие рецензии писать без тени юмора. Более того, критическую рецензию и следует писать всерьез, но если ты недостаточно серьезен для такой рецензии, лучше не браться за перо. Критик, у которого отсутствует чувство юмора, оказывает услугу читателям, когда пишет на полном серьезе.

Первооснова критики многообразна. В зависимости от склонностей автора его стиль может быть лирическим, более того – драматическим. Порой лирическое начало в статье критика душит рассматриваемое произведение; драматическое начало в статьях не должно, впрочем, держать за горло лирику. Все в меру! Обладающий вкусом критик знает ту опасную грань, перейдя которую он начисто забывает критикуемого автора и принимается писать о себе. Та же опасность подстерегает и критика-ирониста. У него всегда есть возможность пасть до уровня плохого конферансье. Он также не должен выступать в роли писателя-юмориста, которому многое позволено.

Цитировать

Хамош, Д. Если хочешь быть критиком… / Д. Хамош // Вопросы литературы. - 1974 - №12. - C. 319-322
Копировать