Энциклопедия литературного костюма
Р. М. Кирсанова, Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века, М., «Книга», 1981, 286 с.
Книга Р. Кирсановой оригинальна по жанру и не похожа на привычные формы литературоведческого исследования. Она представляет собой словарь-справочник, где каждая статья посвящена какой-либо детали костюма или ткани, упоминавшейся в русской литературе прошлого века.
В предпосланной справочнику статье автор объясняет, что побудило его взяться за труд: «Обращаясь к А. С. Пушкину или Н. В. Гоголю, Ф. М. Достоевскому или А. П. Чехову, мы, в сущности, не видим многое из того, что было важно для писателя и было понято его современниками без малейшего усилия…» (с. 5). В отличие от нас, им было легко представить себе не только пластический облик персонажа, но и понять, какие превратности судьбы скрыты за упоминанием о костюме или ткани, из которой он сшит. Цель исследования Р. Кирсановой – возвратить сегодняшнему читателю представление о конкретной, зримой форме упоминаемых писателями-классиками деталей костюма и о тех скрытых смыслах, знаками которых служили эти детали. Автор стремится к тому, чтобы восприятие литературы прошлого века не сводилось к восхищению психологическим мастерством писателей, а включало в себя представление о произведении как своего рода живописном полотне. Решению этой задачи способствуют не только справочные статьи, но и любовно подобранные иллюстрации к ним (репродукции знаменитых полотен, картинки из старинных модных журналов), придающие книге нарядный, праздничный вид.
Круг предметов, включенных в книгу, отобран Р. Кирсановой так, чтобы показать выделяемые ею функции костюма в литературном произведении. Таких функций автор насчитывает три (с. 7): художественная деталь и стилистический прием; средство выражения писательского отношения к действительности; средство связи литературного произведения с внетекстовым миром, с проблемами эпохи.
В основу своего исследования Р. Кирсанова положила анализ контекста; иными словами, на первый план ею выдвигается третья из перечисленных функций костюма. В основном автор сосредоточен на том, как костюм отражает оттенки положения человека в социальной иерархии. Кроме того, Р. Кирсанова наглядно показывает возможность костюма мгновенно реагировать на происходящие события (военные, общественные, литературные). В частности, книга сообщает, что откликом на освободительное движение в Италии стала рубашка «гарибальдийка»; на победы русской армии в Болгарии – дамское пальто «Скобелев»; на появление популярного романа Ричардсона – шляпка «памела».
Детали костюма, как свидетельствует работа Р. Кирсановой, имеют свою неповторимую биографию, таящую иногда неожиданные превращения. Например, фрак и жилет в конце XVIII века говорили
о следовании их владельца революционным идеям, а их ношение воспринималось современниками как бравада и эпатаж; кто бы мог подумать, что несколько десятилетий спустя эти же предметы туалета станут официальной одеждой, символом буржуазной добропорядочности, чуть ли не филистерства! Может быть, автору стоило бы поставить более сильный акцент на этом превращении – например, привести филиппики против фрака как атрибута «среднего европейца», принадлежащие перу К. Леонтьева.
Любопытнейший материал извлечен исследовательницей из истории головного убора, который на протяжении всего XIX века использовался как способ выразить политические симпатии его обладателя. У людей прошлого столетия был в этом отношении богатый выбор:
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №7, 1991