№1, 1965/На темы современности

Дыхание истории

Я свою задачу представляю несколько скромнее, «локальнее», чем ранее выступившие товарищи. Мне хочется сказать не об общих чертах литературы, а о тенденциях современной белорусской прозы. Здесь уже называли имя одного белорусского прозаика – В. Быкова. Это очень талантливый писатель, но у нас, в Белоруссии, работает большой отряд прозаиков – новеллистов, авторов талантливых повестей и романов.

За последние годы особенно больших успехов добился роман. Еще года три тому назад у нас задавал тон рассказ, но пришло новое пополнение, молодежь, окрепло мастерство писателей среднего поколения (кстати, и В. Быков принадлежит к этому поколению), и вот в последние два-три года тенденция иная: наши прозаики проявляют интерес к более монументальным жанрам. В прошлом году журнал «Полымя» напечатал семь романов. Никогда раньше белорусская проза, если говорить о крупных эпических полотнах, не брала такого разгона. Тематика этих произведений очень разнообразна, она напоминает как бы большой исторический пласт в разрезе.

Роман Аркадия Чернышевича «Хутор Малиновка» переносит читателя в дни первой русской революции. Это произведение интересно по своей манере: точность деталей, доскональное знание народного быта и в то же время подлинная поэтичность.

Время действия романа Николая Лобана «На дороге будущего» – канун Октября и дни революции. В центре книги – три поколения Шеметов, обычной крестьянской семьи. Н. Лобан – сторонник неторопливого, даже замедленного повествования, он внимательно, местами, может быть, даже чрезмерно подробно рассказывает о буднях не только главных, но и второстепенных героев.

Наиболее значительным достижением белорусской прозы последних лет является роман Ивана Мележа «Люди на болоте», роман о 20-х годах. А значительным он стал потому, что образы его главных героев Василя и Ганны из затерянной среди болот полесской деревушки – подлинно художественное открытие. С таким мастерством рисует Мел еж эти характеры, такое богатство мыслей, чувств, настроений, стремлений в них открывает, что читателя – кто бы он ни был по своему интеллектуальному уровню – непременно обогатит знакомство с героями полесской хроники.

Все названные произведения – части задуманных крупных полотен, дилогий и трилогий. Поворот прозы к монументальности не случаен. В литературе усилилось стремление осмыслить исторический путь, пройденный народом, увидеть истоки героических характеров, оценить с позиций современности наше революционное прошлое, воплотить в художественных образах основные этапы становления советского общества.

Роман, в частности роман социальный, не может не нести в себе дыхания истории.

Цитировать

Науменко, И. Дыхание истории / И. Науменко // Вопросы литературы. - 1965 - №1. - C. 54-56
Копировать