№3, 1959/Обзоры и рецензии

Двухтомник американской новеллы

«Американская новелла», т. 1 – «Американская новелла XIX века»; т. 2 – «Американская новелла XX века». Составление, редакция, вступительная статья и комментарии А. И. Старцева. Гослитиздат, М. 1958, 679 + 534 стр.

Опубликованная Государственным издательством художественной литературы обширная двухтомная антология американской новеллы XIX и XX веков привлечет к себе внимание всех, кто интересуется литературой США. Предоставляя в распоряжение читателей свод увлекательных, разнообразных по содержанию, настроению и форме рассказов, принадлежащих и признанным мастерам американской новеллы (начиная с Ирвинга и По и кончая О. Генри, Лондоном, Драйзером, Хемингуэем, Колдуэллом и Мальцем), и менее известным, иногда незаслуженно забытым писателям, – антология вместе с тем имеет и значительную научную ценность.

Семьдесят шесть рассказов, включенных в двухтомник, представляют собой, в совокупности, существенные этапы полуторавекового развития того повествовательного жанра американской литературы, который в силу особых условий ее формирования долгое время первенствовал в ней над романом. Еще Брет Гарт провозгласил новеллу специфическим «национальным жанром американской литературы» 1.

Если в относительно длительном отставании и слабости американского социального романа на протяжении XIX века можно видеть, как указывает составитель двухтомника А. Старцев, свидетельство «отсталости или «запоздания» духовного развития США» (т. 1, стр. 9), то американская новелла, опережая роман с его широкими и сложными обобщениями, запечатлела на протяжении своей длительной истории многие существенные явления общественной жизни страны.

Как показано во вступительной статье к антологии, американская новелла на многих этапах была связана с фольклором и с устным рассказом, анекдотом и преданием, возникавшими в среде первых американских поселенцев-колонистов, и с народными сказками и поверьями порабощенных негров. Мотивы и образы негритянского животного эпоса легли в основу широко известных советским читателям «Сказок дядюшки Римуса» Джоэла Гарриса, в центре которых лукавый и неунывающий Братец Кролик, противопоставляющий жестокости и силе своих врагов неистощимую находчивость, отвагу и хитрость. В стиле негритянского народного сказа написан один из лучших рассказов Эрскина Колдуэлла, полной любви к жизни и гневной, трагической горечи, – «Кэнди Бичем», вошедший в антологию. Негритянскому юмору – как и вообще устному повествовательному фольклору своего времени – был многим обязан Марк Твен, едва ли не самый народный из американских писателей, которые приобрели международную известность на рубеже XIX – XX веков.

  1. Указ. изд., т. 1, стр. 3.[]

Цитировать

Елистратова, А. Двухтомник американской новеллы / А. Елистратова // Вопросы литературы. - 1959 - №3. - C. 233-236
Копировать