№4, 1981/Обзоры и рецензии

Движение времени и поэзия

Т. Н. Галиуллин, Дыхание времени (Вопросы становления и развития социалистического реализма в татарской советской поэзии до 1941 года), Изд. Казанского университета, 1979, 304 стр.

Исследование истории и теории советской многонациональной литературы становится все более активным. На общем фоне развития советского литературоведения заметны и успехи татарских ученых в осмыслении богатого художественного наследия. В монографических работах, проблемных статьях, теоретических выступлениях Г. Халита, Н. Юзиева, Ю. Нигматуллиной, Х. Усманова, И. Нуруллина, М. Хасанова, Р. Мустафина, Х. Хайри, Ф. Миннуллина, Р. Бикмухаметова, Ф. Мусина рассматриваются как общие закономерности литературного процесса, формирования и развития творческих методов и стилей в татарской литературе, так и своеобразие наиболее ярких ее представителей.

Изучению путей развития татарской поэзии, ее истории и современному состоянию посвящены работы Талгата Галиуллина «К новым вершинам» (1972), «Эпоха зовет в путь» (1975) и «По пути социалистического реализма» (1977), а также новая его книга «Дыхание времени», которая является закономерным итогом и продолжением многолетних изысканий автора. Книга эта привлекает внимание постановкой проблем, связанных с формированием и развитием социалистического реализма в татарской советской поэзии, а также стремлением совместить историко-литературный подход с системно-типологическим осмыслением лучших творений национальной поэзии. Т. Галиуллин поставил перед собой серьезную задачу: представить широкую панораму литературного процесса 20 – 30-х годов, эстетическое многообразие социалистического реализма, движение индивидуальных стилей…

Не секрет, что своеобразию литературного процесса 30-х годов у тюркских народов нашей страны уделялось явно недостаточное внимание: исследований, посвященных этому сложному, но чрезвычайно интересному периоду, крайне мало.

О том, что 30-е годы в литературе обойдены вниманием по сравнению с 20-ми и 60-ми годами, а также о том, что этот период литературного развития остался как бы обособленным, говорилось и в русской критике. По существу же литература этого периода удивительно богата, разнообразна, и Т. Галиуллин стремится дать объективную оценку поэтическому наследию этой эпохи. Автор решительно отвергает бытовавшее в свое время в татарской литературной критике мнение, будто на период 30-х годов легла печать кризиса и застоя. Поэзия этого времени, несмотря на всю сложность развития, на урон, нанесенный ей вульгарным социологизмом, формализмом, сыграла чрезвычайно большую роль в дальнейшем совершенствовании и кристаллизации метода социалистического реализма.

За последние годы в Татарии развернулась работа по сбору довоенного литературного наследия, его изучению, переизданию. Увидели свет вновь подготовленные и дополненные издания М. Джалиля, А. Файзи, Х. Туфана, С. Баттала, А. Ерикея, Ш. Маннура, Н. Даули, С. Хакима, Г. Хузи, Ш. Мюдарриса, М. Садри. Дошли до читателя сборники критических статей, высказываний о литературе писателей и критиков, которые стояли в центре литературного движения 20 – 30-х годов. Широко изданные вновь литературные произведения Г. Ибрагимова, Ф. Бурнаша, К. Тинчурина, Ш. Усманова, М. Галяу, Г. Мухаметшина, Г. Нигмати, Г. Гали, К. Наджми тоже способствовали воссозданию картины литературной жизни тех лет.

«Изучение материалов периодической печати 30-х годов, неизданных или полузабытых произведений поэтов, новое прочтение ряда поэм, баллад, стихотворений, песен, – пишет Т. Галиуллин, – сравнительно-типологическое изучение стилей привели нас к выводу о том, что поэзия предвоенного десятилетия внесла огромный вклад в совершенствование социалистического реализма, формирование нового человека и новой нравственности, в расширение возможности художественного осмысления действительности» (стр. 11).

Книга «Дыхание времени» создает довольно целостное представление не только об общем движении татарской литературы к социалистическому реализму, но и об индивидуальном, неповторимом, неторном пути крупных художников слова к идейно-эстетическому единству. В каждой главе выделены более локальные историко-теоретические проблемы, связанные с обогащением тематического и жанрового диапазона поэзии, эволюцией лирического героя, обновлением поэтики, языка.

Содержание первой части, названной «Творческий метод – основа творчества», можно охарактеризовать как теоретико-функциональный анализ критико-эстетических материалов 20-х и особенно 30-х годов с точки зрения борьбы за победу марксистской методологии в литературоведении и критике. Автор подчеркивает, что его исследование не претендует на охват всех вопросов, волновавших теоретическую мысль, ибо он сознательно сосредоточивает свое внимание «на раскрытии узловых проблем литературного процесса десятилетия, а именно: на дискуссии о творческом методе, мировоззрении, реализме, романтизме, о литературных течениях и стилях, на отношении к наследию» (стр. 16). Анализируя ожесточенные дискуссии тех лет, критикуя увлечение модными тогда теориями интуитивизма, «непосредственных впечатлений» и т. п. Т. Галиуллин показывает, что многие существенные вопросы теории и истории социалистического реализма верно ставились еще в те далекие годы.

Оценка, данная автором дискуссиям 30-х годов о творческом методе и стиле, методе и мировоззрении, роли живой практики и фантазии в художественном процессе, в целом убедительна. Не обойдена также дискуссия о взаимосвязи формы и содержания, – здесь в критике велись особенно яростные споры. Т. Галиуллин отмечает упрощенный подход к явлениям литературы в работах критиков Ф. Мусагита, Х. Вали, С. Каратая, Х. Наума, их попытки с вульгарно-социологических позиций оценить произведения Г. Ибрагимова, Х. Такташа, Н. Исанбета, Ф. Бурнаша – писателей, которые начали свой путь в литературе еще до Октябрьской революции. Особенно поучительны споры, которые развернулись в печати вокруг поэзии Х. Такташа. Хорошо известно, что сама жизнь разрешила эти споры, а творчество поэта революции заслуженно заняло в истории татарской советской поэзии одно из центральных мест.

Т. Галиуллин раскрывает благотворную роль М, Горького, а в татарской литературе – Г. Ибрагимова в разрешении спорных вопросов, возникавших в литературе. Творчество Г. Ибрагимова 20-х годов, его критические статьи и теоретические работы сыграли громадную роль в развитии татарской литературы по пути социалистического реализма.

Объективная оценка дана в книге новому поколению ученых (М. Гайнуллин, Г. Халит, Х. Хайри, Я. Агишев, Г. Кашшаф, М. Мамин и др.), которые пришли тогда в литературную критику. В те годы было положено начало изучению творчества таких поэтов, прошедших сложный творческий путь, как Дэрдменд, С. Рамиев, С. Сунчелей, Ш. Бабич, – это было новое и плодотворное явление в литературоведческой науке.

Т. Галиуллин не ограничивает себя пределами татарской литературы, он обращается к материалам многонациональной советской литературы, раскрывает связь татарской поэзии с развитием поэзии в литературах других народов СССР, особенно в русской, процесс взаимовлияния, взаимообогащения. Показаны связи с родственными башкирской, казахской, азербайджанской, киргизской, туркменской и другими литературами.

Издание на татарском языке произведений Горького, Пушкина, Маяковского, Лермонтова, Некрасова, Л. Толстого, Байрона, Гюго, Шиллера, Гейне, празднование в Татарии юбилеев классиков мировой и русской литературы, классиков других литератур народов СССР, творческое содружество писателей разных национальностей, международные литературные связи – все это укрепляло дух интернационализма в литературе. Татарская литература рассматривается в книге как органическая, неотъемлемая часть многонациональной советской литературы.

Во второй части работы – «Революция и поэзия» – автор широко освещает вопрос о поисках татарской поэзии 20-х годов в области творческого метода и стилей, о воздействии на нее обновленных традиций романтизма. В частности, в татарской литературе, как и в других литературах народов Востока, с прогрессивным романтизмом было во многом связано использование традиций народного эпоса.

В работе Т. Галиуллина широко и последовательно освещается пробуждение и рост народного самосознания на заре становления буржуазной нации в конце XIX – начале XX века, что вывело на широкую арену татарскую национальную литературу, привело к отражению в ней интересов и идеалов народа. Татарская литература до революции близко подошла к методу критического реализма. Автор останавливается на занявшем своеобразное место в истории татарской литературы просветительском реализме и на характерных для начала XX века явлениях своеобразного «синтеза» романтизма и реализма.

После Октября в литературе развивается революционный романтизм нового типа: в поэзию вошла новая революционная действительность, новый романтический герой – солдат революции, обновился весь арсенал изобразительно-выразительных средств. Особенно велика была роль Х. Такташа, Х. Туфана, М. Джалиля, А. Файзи. В книге прослеживается новаторский опыт Х. Такташа в осмыслении традиций Маяковского. Лирико-публицистическая поэма Такташа «Века и минуты» (1924), посвященная Ленину, и другие его лучшие творения явились «как бы мерилом общего уровня развития татарской поэзии» 20-х годов и «своеобразной точкой отсчета в творческом продолжения лучших традиций» татарской и всей советской поэзии (стр. 100).

Автор сумел дать почувствовать читателю новизну поэзии Х. Туфана, его умение сочетать философское размышление с глубиной человеческих переживаний, масштабность мышления – с мягким, задушевным лиризмом. Говорит автор и о том, что Такташ и Туфан, дополняя друг друга как талантливые выразители духа времени, были глубоко оригинальными художниками. Любопытно суждение автора о двух стилевых тенденциях, присущих эпохе, – экспрессивно-выразительной и взволнованно-изобразительной.

Убедительно пишет Т. Галиуллин и о роли в развитии татарской поэзии 20-х годов таких талантливых поэтов, как М. Джалиль, А. Файзи, Ш. Маннур, Н. Исанбет, С. Баттал, М. Сюндюкле и др. На фоне всего литературного процесса эпохи проанализированы различные пути достижения этими поэтами жизненной полноты, обогащение средств раскрытия объективной реальности.

Центральная и самая большая часть монографии – «Дыхание времени» – посвящена проблемам развития татарской поэзии в 30-е годы, в эпоху грандиозных исторических перемен в стране.

В этой части работы автор уделяет большое место романтическому пафосу в поэзии, слиянию в ней революционной героики с героикой трудовых пятилеток. Прежнего героя – бунтаря-одиночку, «гисиависта» – вытесняет новый герой, шагнувший в литературу из гущи жизни, закаленный в конфликтах времени.

Темы героического труда, пятилеток стали стержневыми в поэзии 30-х годов. Об этом говорят лучшие стихи и поэмы М. Сюндюкле, Ш. Маннура, Н. Баяна, Д. Фатхи, которые сами ездили на стройки и посвятили им свои произведения. Т. Галиуллин тщательно анализирует творчество известных поэтов: М. Джалиля, А. Файзи, Х. Туфана. В то же время он не проходит мимо недостатков исследуемого им периода развития литературы: подвергаются острой критике увлечение «фактом», забвение порой простых человеческих чувств во имя рапортов и маршей и т. п.

Обращаясь к лирическим циклам Х. Туфана, М. Джалиля, А. Файзи, Ф. Карима, С. Хакима, исследователь размышляет о таких вопросах, как личность поэта и лирический герой, «синтетический» характер лирики и «синкретичность ее форм». Большое место в работе отводится исследованию лирики малоизученных поэтов – С. Баттала, Ш. Маннура. Размышления автора о стихотворной форме и особенностях татарской рифмы также проясняют многие моменты малоизученной области поэтики.

Вслед за главами общего характера идет конкретный и обстоятельный разговор о песне, балладе, поэме… Можно не соглашаться с исследователем в частных определениях (круг привлекаемого к анализу материала очень разнообразен и порою субъективен), но главные выводы его убеждают.

В конце 30-х годов в поэзии происходят существенные сдвиги. Наряду с углублением лиризма усиливается роль эпических, повествовательных начал, более емкой становится композиция. Колоссальная энергия, накопленная поэмой и балладой в предшествующие периоды, получает достойную реализацию в творчестве Х. Туфана («Клятва»), А. Файзи («Флейты», «Пустыня и человек»), Ф. Карима («Шумное утро»), М. Джалиля («Письмоносец»). Поэты шли от прямой публицистичности, лобовой агитационности к более глубокому осмыслению героики жизни, к раскрытию ее «многоголосия».

На основе богатого историко-литературного материала написана последняя часть книги – «Эпос и время», где анализируются лиро-эпические жанры татарской поэзии – поэма и баллада.

Рассматривая такие этапные произведения 30-х годов, как «Флейты» А. Файзи, «Клятва» Х. Туфана, «Письмоносец» и «Алтынчеч» М. Джалиля, «Седьмая печь» и «Шумное утро» Ф. Карима, Т. Галиуллин раскрывает сложные связи поэта и действительности, личности и времени, человека и природы.

Проследив сложный процесс развития метода социалистического реализма в татарской поэзии, Т. Галиуллин создал весьма нужное, актуальное исследование. Разумеется, он не исчерпал темы, остается немало еще не решенных проблем и вопросов, связанных с практикой и теорией метода социалистического реализма. Литературоведы национальных республик постепенно преодолевают скованность, «боязнь» теории, и можно надеяться, что, несмотря на трудности и некоторые спорные тенденции, ученые создадут новые труды, обобщающие историю советской многонациональной литературы.

г. Уфа

Цитировать

Рамазанов, Г. Движение времени и поэзия / Г. Рамазанов // Вопросы литературы. - 1981 - №4. - C. 274-279
Копировать