№6, 1983/Заметки. Реплики. Отклики

Доверие предполагает ответственность

Приближается 90-летие В. В. Маяковского. И, как всегда в юбилейные дни, все чаще и чаще появляется его имя на страницах газет. Снова вокруг его поэзии возникают дискуссии. Издаются книги о нем и его творчестве. Пишут многие: и те, кто знал его лично, и те, кто занимается исследовательской работой.

Огромная ответственность ложится на всех, кто взялся писать об этом большом поэте и необыкновенном человеке, кто хочет донести до потомков силу и обаяние его неповторимой личности. Здесь не дозволены ни вымыслы, ни домыслы. Здесь нужна правда, и только одна правда.

Между тем это требование далеко не всегда выполняется пишущими. Нередко ни авторы, ни редакторы, в чью обязанность входит тщательная проверка материала, не придерживаются точности и документальности в такого рода работах, что снижает их убедительность.

Примером могут послужить две книги:

Л. Волкова-Ланнита «Вижу Маяковского», вышедшая в 1981 году в издательстве «Искусство», и

П. Лавута «Маяковский едет по Союзу», выпущенная в 1978 году издательством «Советская Россия» третьим, дополненным изданием.

Л. Волков-Ланнит не только современник Маяковского. Художник и литератор, он знал его лично, работая в журнале «Новый Леф». Книга «Вижу Маяковского» несомненно обрадует читателей, которым дорого все, что касается жизни и творчества великого поэта нашей эпохи.

Впервые в одном издании с такой полнотой представлены многочисленные фотографии Маяковского. Большинство их широкоизвестны, но есть и редкие, и публикуемые впервые. Собранные воедино, фотографии эти предстают в новом качестве – в них запечатлена недолгая, но богатая событиями, деятельнейшая жизнь – революционера, художника, поэта, киноактера, газетчика, драматурга, полпреда стиха.

Объем книги не позволил автору включить в нее все сохранившиеся снимки Маяковского, но и вошедших в книгу достаточно, чтобы судить о необыкновенной фотогеничности поэта, о его удивительной способности чувствовать себя «свободно и раскованно» перед объективом, о бросающейся в глаза всегдашней сосредоточенности, самоуглубленности и так выделяющей его в групповых снимках обособленности.

С любовью, свободно и увлекательно, используя разнообразнейшие сведения о ряде фотографий – от устных свидетельств и многочисленных воспоминаний до хроники, – Л. Волков-Ланнит рассказывает в пятидесяти четырех новеллах о различных эпизодах из жизни поэта, связанных с этими снимками. Он проделал очень большую работу: установил авторов фотографий, не всегда известных, привел свыше тридцати фамилий профессионалов, снимавших Маяковского. Со многими из них ему удалось вступить в непосредственный контакт, уточнить с их помощью даты, уточнить обстоятельства, сопутствующие снимкам.

Понятно желание автора придать занимательность избранному им жанру. Но в столь интересно задуманной книге, где сам материал обязывает к максимальной точности, в первую очередь должна быть соблюдена строгая документальность. К сожалению, Л. Волков-Ланнит не всегда верен этому принципу: при чтении обнаруживаются ошибки, допущенные как по вине автора, так и вследствие недостаточно ответственной работы редактора В. Богатовой. Многих ошибок при более тщательной редактуре можно было легко избежать.

Ошибки самые разнородные: хронологические, биографические, фактические, – они встречаются в тексте, в подтекстовках к фотографиям, в цитатах, в именах и названиях. Следует особо отметить отсутствие обоснования автором ряда значимых утверждений, а также сносок ко многим материалам.

В надежде на второе, более полное и улучшенное, издание нужной и интересной книги приведу примеры наиболее характерных ошибок.

Начать хотя бы с хронологических. Во всех источниках смерть отца Маяковского датирована 19 февраля 1906 года, в книге – 2 марта 1906 года (стр. 35) 1.

Автор указывает, что портрет революционера И. И. Морчадзе Маяковский сделал в камере Бутырской тюрьмы (стр. 46). Но сам Морчадзе пишет, что это единственный сохранившийся набросок из множества, сделанных будущим поэтом в 1908 году, когда Морчадзе снимал комнату у Маяковских2. Из автобиографии Маяковского «Я сам» мы знаем, что поэт провел «11 бутырских месяцев» (I, 17) 3 в 1909 году в одиночной камере. Известно также, что одновременно с Морчадзе он никогда в тюрьме не сидел.

О другой живописной работе Маяковского на той же странице сказано: «Он написал акварелью превосходный фигурный портрет старшей сестры («Портрет женщины в синем»)». Здесь допущена двойная ошибка: вместо портрета сестры в черном платье с желтой шалью4 назван написанный маслом этюд натурщицы в синем платье и в черной шубке.

О поездке Маяковского в 1915 году в Куоккалу Л. Волков-Ланнит пишет: «Маяковский охотно принял приглашение К. И. Чуковского приехать и пожить в Куоккале» (стр. 64). Сам же Маяковский рассказывает: «Выиграл 65 рублей. Уехал в Финляндию. Куоккала… Установил семь обедающих знакомств. В воскресенье «ем» Чуковского, понедельник – Евреинова и т. д.» (I, 23). Из автобиографии «Я сам» не явствует, что он получил приглашение К. И. Чуковского. Если Л. Волков-Ланнит располагает какими-либо дополнительными сведениями, он должен был сообщить источник.

Однако когда Чуковский действительно пригласил Маяковского в Петроград выступить с чтением поэмы «150 000 000» в Доме искусств и 5 декабря 1920 года записал в дневнике: «Вчера почтовым поездом в Питер прибыл по моему приглашению Маяковский» 5, Л. Волков-Ланнит эту поездку объяснил иной причиной – интересом поэта к работе профессора петроградского «Института живого слова» С. И. Бернштейна, который, изучая фонетику поэтической речи, записывал поэтов на фонограф: «Опыты С. И. Бернштейна стали известны В. Маяковскому, и в декабре 1920 года поэт приехал к нему в Петроград» (стр. 233).

Несмотря на свои же слова: «Кроме исследования есть и доследование» (стр. 23), – Л. Волков-Ланнит пересказывает устные воспоминания фотографа А. Штеренберга о временном пристанище Маяковского зимой 1919 – 1920 годов в Полуэктовом переулке6. Память о том времени запечатлена в 13-й главе поэмы «Хорошо!»:

Двенадцать

квадратных аршин жилья.

Четверо

в помещении –

Лиля,

Ося,

я

и собака

Щеник.

С этим четверостишием никак не вяжется сообщение Л. Волкова-Ланнита: «У них устраивались литературные «четверги», на которых бывали А.

  1. Цифрами в скобках здесь и далее указаны страницы книги Л. Волкова-Ланнита «Вижу Маяковского».[]
  2. И. И. Морчадзе, Владимир Владимирович Маяковский. – В кн.: «В. Маяковский в воспоминаниях современников», М., Гослитиздат, 1963, с. 85.[]
  3. Тексты В. В. Маяковского приводятся по Полному собранию сочинений в 13-ти томах (М., Гослитиздат, 1955 – 1951). Римскими цифрами обозначен том, арабскими – страница.[]
  4. См.: Л. В. Маяковская, Пережитое, Тбилиси, «Заря Востока», 1957, с. 96.[]
  5. В. Катанян, Маяковский. Литературная хроника, изд. 4-е, дополненное, М., Гослитиздат, 1961, с. 136.[]
  6. См.: «Литературное наследство», 1958, т. 65. «Новое о Маяковском», с. 126, прим. к письму 32.[]

Цитировать

Арутчева, В. Доверие предполагает ответственность / В. Арутчева // Вопросы литературы. - 1983 - №6. - C. 197-207
Копировать