№12, 1965/На темы современности

Дорога длиною в двадцать лет

Минуло двадцать лет с той поры, как немецкий народ освободился от фашизма. Двадцать лет – небольшой промежуток времени, но за этот период завершился процесс огромной исторической важности. Сегодня все чаще поговаривают о чуде, которое произошло в ГДР, заметил Вальтер Ульбрихт. Это немецкое чудо распространилось и на формирование человека новой эпохи, оно проявляется и в победах социалистического сознания, социалистических отношений в нашей республике.

Можно смело сказать, что в этом историческом процессе принимала активное участие и наша литература. О ее достижениях, как, впрочем, и ее просчетах сегодня много говорят и пишут. Настоящие заметки отнюдь не претендуют на полноту охвата немецкой прозы, возникшей после 1945 года; задача куда скромнее: сосредоточить внимание на литературе молодых, разобраться в некоторых актуальных проблемах, возникших при художественном отражении нашего недавнего прошлого и нашего социалистического настоящего.

После войны прогрессивные силы Германии приступили к искоренению фашистской идеологии, глубоко проникшей в немецкий народ. Надо было вытравить националистическое высокомерие и ненависть к другим народам, прежде всего к народам Советского Союза. Надо было отчетливо показать «среднему немцу» долю его вины за преступления, совершенные фашизмом. Встать на путь, который ведет к лучшему будущему, мы могли только после того, как будет произведен полный расчет с самым реакционным и самым преступным в истории Германии режимом, лишь тогда, когда будет бесповоротно покончено с милитаризмом и фашизмом.

Как же выглядела Германия после 8 мая 1945 года? «Города были разрушены, и души людей тоже были разрушены, – писала Анна Зегерс, – Германия была воплощением руин, отчаяния и голода… Но существовали люди, которых нужда не оглушила. Именно эти люди громко высказали то, что тайно мучило всех: «Что же произошло? Из-за чего это произошло?» Такие вопросы неумолимо влекли за собой еще один: «А что нужно сделать, чтобы этот ужас никогда не повторился?»

Это было время, когда немецкие писатели должны были выйти вперед, чтобы сказать ясное и откровенное слово, чтобы дать понятный всем людям ответ. И литература, созданная еще до основания ГДР (1949), сумела составить очень убедительный отчет о потерях, блужданиях и приобретениях немецкого народа в нынешнем веке. На переднем плане здесь замечательный роман Анны Зегерс «Седьмой крест», роман, который еще до войны и особенно в ходе ее привлек к себе сердца миллионов людей доброй воли. После войны эта книга стала немецким бестселлером. Вернулись на родину и привезли с собой книги художники, сражавшиеся с фашизмом и пером и мечом, – мужественные участники гражданской войны в Испании и бойцы второй мировой войны. Поэты Иоганнес Р. Бехер и Эрих Вайнерт, прозаики Вилли Бредель, Арнольд Цвейг, Эдуард Клаудиус, Ганс Мархвица, Адам Шаррер, Бодо Узе, Ф. -К. Вайскопф и другие выступили с произведениями, написанными в годы эмиграции. Напомнили о себе Понтер Вейзенборн («Мемориал», 1947), Ганс Фалл ада («Каждый умирает в одиночку», 1947) и Бернгард Келлерман («Пляска смерти», 1948), творческая деятельность которых в годы нацистского рейха была парализована. Новые произведения этих художников привлекли внимание читателей резкой критикой фашизма и глубокой верой в лучшие черты немецкого народа. Показательно, что половина всех книг, изданных в 1945 – 1949 годах, имела в центре повествования образ борца Сопротивления.

После образования ГДР, когда общество уже формировалось на социалистической основе, проложила дорогу новая закономерность. Рождение новых отношений между людьми, утверждение иных взглядов на труд, другая оценка роли государства в судьбах людей – все эти явления новой жизни чрезвычайно заинтересовали писателей, они приковали к себе их взоры. Новая жизнь стала содержанием современной немецкой литературы.

Из сказанного вовсе не вытекает, что полемика с прошлым прекратилась. Она продолжается и сейчас, поскольку познание истории и осмысление ее уроков намного облегчают людям понимание настоящего. Принципиально новое состоит, однако, в том, что полемика с прошлым ведется теперь с вышки социалистических будней, что тема минувшего тысячью нитями связана с реальными процессами современности. Проблематика вчерашнего и сегодняшнего дня – это два решающих аспекта современной немецкой литературы, обусловленных всеобъемлющими духовными потребностями новой жизни.

Неиссякаемый интерес к литературе о недавнем прошлом подтвержден, – если ограничиться лишь тремя примерами, – огромным успехом, который выпал на долю романов Бодо Узе «Патриоты» (1954), Арнольда Цвейга «Время созрело» (1957) и Бруно Апица «Голый среди волков» (1958). Эти произведения – крупные явления литературной жизни не только ГДР, они переведены на многие языки и вызвали симпатии, особенно роман Б. Апица, многочисленных зарубежных читателей.

Формирующееся сознание немецкого читателя испытало могучее воздействие книг, рассказывающих о самых разнообразных событиях из новейшей истории немецкой нации. Так, в романах «Мертвые остаются молодыми» (1947) и «Решение» (1959) Анна Зегерс исследовала многочисленные слои современного общества, она показала кульминационные моменты классовой борьбы. Вилли Бредель и Ганс Мархвица обратились в своих трилогиях «Родные и знакомые» и «Кумяки» к изображению рабочих семей, они поставили в центр повествования опасный, полный жертв и лишений путь того класса, который и достоин представлять истинно немецкие национальные интересы. Эти и некоторые другие произведения можно сегодня назвать национальными самоотчетами. Они составляют фундамент современной социалистической национальной литературы.

Молодое писательское поколение горячо восприняло эти литературные традиции. Творчески осваивая их, оно обогатило свой собственный жизненный и литературный опыт. При этом имеются в виду прежде всего такие авторы, которые служили солдатами в нацистской армии, а потом пережили сложный и мучительный процесс духовной перестройки, в результате которого пришли к антифашистским убеждениям. Творчество этих авторов особенно сильно воздействовало на тех, кто, подобно им, был введен в заблуждение и лишь впоследствии познал истину.

Если некоторые из этих писателей, как, например, Понтер Шпрангер, выступивший с романом «Смерть между сражениями» (1949), написанным с пацифистских позиций, взяли в руки перо сразу же после окончания войны, то преобладающее большинство уже в более или менее зрелом возрасте попыталось рассказать о пережитом лишь после того, как испытало благотворное воздействие творческой атмосферы IV конгресса немецких писателей (1956).

Причины этого факта нельзя сводить только к субъективным моментам. Конечно же, сначала нужно было преодолеть внутренние сомнения и колебания, обрести ясность и зоркость взгляда; безусловно, правдивый рассказ о пережитом был невозможен без собственного очищения от старого образа мыслей и чувств.

Цитировать

Бонк, Ю. Дорога длиною в двадцать лет / Ю. Бонк // Вопросы литературы. - 1965 - №12. - C. 43-50
Копировать