№12, 1965/Коротко о книгах

Законы художественной типизации

Евдокия Метева, Към въпроса за изграждането на художественна образ у Л. Н. Толстой. Наташа Ростова. Жизнен материал и литературен тип, Държавно издателство «Наука и изкуство», София, 1965, 85 стр.

Художник, наблюдая реальную действительность, всякий раз творит мир заново на страницах своих книг. Но как это делается им, что представляет собой этот процесс и по каким законам жизненные наблюдения превращаются в живую ткань художественного произведения? Подобные вопросы тем настоятельнее требуют решения, что усилия исследователей этого круга проблем порой не слишком отличаются от любознательности тех читателей Толстого, которые озабочены стремлением во что бы то ни стало рассмотреть, кто скрывается «за спинами» его героев, слепком с какого лица или синтезом каких реальных лиц является тот или иной художественный образ.

Автор исследования, посвященного работе Толстого над образом Наташи Ростовой, очень осторожен в своем обращении к методу биографического комментария творческой истории художественного типа. Он ищет такую методику анализа, которая позволила бы ему выйти за пределы догадок и предположений о возможном «ходе работы» художника и обратиться к конкретному исследованию самого процесса этой работы. Рукописи «Войны и мира» – вот материал, который, в сочетании с данными эпистолярного наследия писателя, его дневниками, записными книжками, свидетельствами мемуаристов, помогает исследователю избежать слишком вольных толкований определенных моментов творческого процесса. Автору приходится попутно распутать клубок сбивчивых и противоречивых суждений относительно «моделей» знаменитого образа «Войны и мира».

Цитировать

Фортунатов, Н. Законы художественной типизации / Н. Фортунатов // Вопросы литературы. - 1965 - №12. - C. 244-245
Копировать