№12, 1971/История литературы

Долг ученого, долг гражданина

Перед тем как двигаться дальше, всегда полезно оглянуться на пройденное. Вот и сегодня, строя планы дальнейшей работы, думая о будущих статьях, книгах, коллективных трудах по изучению болгарской литературы, хочется вспомнить о том, с чего мы начинали. И как мы начинали.

Леонид Леонов сказал как-то о том поколении писателей, что пришло в литературу вместе с ним: «Все мы, нынешняя литературная генерация, выпорхнули в свет из широкого горьковского рукава». О нас, советских болгаристах, можно сказать, что все мы вышли из широкого рукава академика Державина. Именно в его трудах были заложены основы марксистского изучения болгарской литературы у нас в стране, именно вокруг него в 40-е годы начали группироваться молодые силы, составившие впоследствии костяк школы советских болгаристов. Тогда мы делали только первые шаги, подчас робкие, неуверенные. Но интерес к литературе братской страны не угасал.

На нас сработала сама история – победоносное завершение войны с фашизмом, провозглашение народной демократии в Болгарии создало надежные предпосылки для укрепления наших традиционных славянских связей, для совместной планомерной работы по изучению болгарской культуры. Ее корней, ее новейшей истории, ее современного, столь быстро меняющегося состояния. Сохраняя верность своему первому наставнику, его традициям, используя накопленный им богатейший опыт, мы, молодые тогда еще исследователи, в отличие от К. Державина, сконцентрировались в основном на изучении новейшей литературы Болгарии. И смотрели на эту литературу мы глазами людей, которые были свидетелями произошедшего в Болгарии переворота поистине исторического масштаба.

Немалое место в наших работах занимает изучение социалистической литературы Болгарии: научные поиски убеждали в том, что она представляла собой большое завоевание болгарской литературы; зародившись сравнительно рано – в конце XIX – начале XX века, — она сформировалась в революционно-пролетарское течение. Подчеркиваю: речь идет не об отдельных произведениях революционного содержания, а о течении, что было в те годы явлением весьма нечастым в Европе. Это течение было представлено прозой Георгия Киркова и поэзией Димитра Полянова. В их творчестве впервые в болгарской литературе появляется образ нового положительного героя – рабочего, социалиста. Так возникала литература страстного революционного призыва, действенной мечты о социалистическом будущем.

Значительным явлением болгарской социалистической культуры рубежа веков было зарождение и интенсивное развитие марксистской эстетической мысли, которую представлял прежде всего Димитр Благоев. Жизнь этого человека, яркая деятельность его, собственно, и объясняют во многом причины необыкновенного и столь раннего взлета болгарской социалистической литературы. Ведь Благоев был не только виднейшим эстетиком, он был и крупнейшим политическим деятелем, революционером, руководителем рабочей партии «тесняков». Именно деятельность этой партии во многом способствовала созданию в стране такой атмосферы, которая благоприятствовала развитию пролетарской культуры. В трудные для мирового социалистического движения годы, когда многие социал-демократические партии Европы подпали под влияние реформистских идей II Интернационала, «тесняки» сохраняли верность марксистским принципам, занимали по многим принципиальным вопросам (скажем, в отношении к империалистической войне) ленинские позиции. На эту близость не раз указывал и сам Ленин.

Мы изучали историю болгарской литературы, но и сама эта история многому учила нас; она подтверждала, в частности, основополагающий принцип марксистско-ленинской эстетики: литературное дело – часть общенародного дела, яркие взлеты искусства совпадают с периодами революционной активности масс. Применительно к истории болгарской культуры этой мысли предстояло найти яркое подтверждение после 9 сентября 1944 года.

Окидывая пройденный болгарской литературой путь с новой исторической вышки, мы довольно четко видим этапы этого движения. Традиции пролетарской литературы рубежа веков были развиты в поэзии Христо Смирненского – основоположника социалистического реализма в болгарском искусстве. Здесь не место подробно рассматривать достижения этого замечательного художника; важно подчеркнуть только, что с самого начала одним из основных в поэзии Смирненского был мотив интернационального братства народов; в его произведениях с особой силой прозвучал пафос, который болгарская литература на протяжении всего XX века сохраняла и укрепляла как дорогое свое завоевание.

Особо значительное место в стихах Смирненского заняла тема Великого Октября. И это не просто – пусть и очень важная – подробность творческой биографии поэта. Тут проявилась определенная закономерность, которую нам, исследователям болгарской литературы, предстояло оценить, понять, объяснить. Но для этого нам уже надо было выйти за рамки одной только национальной литературы, попытаться поставить болгарские явления в мировой художественный контекст.

В самом деле, Октябрьская революция, перевернувшая судьбы века, искусство, рожденное Октябрем, и в первую очередь творчество Горького (которое Октябрь помог увидеть в новом свете), оказали огромное влияние на развитие европейской культуры, и в частности культуры славянских народов. Разумеется, влияние это распространялось неравномерно, в каждой литературе проявлялось по-своему, неповторимо, и все-таки были тут типологические общности, вне которых нельзя уже было понять и каждую отдельную национальную литературу во всей ее полноте.

Не берусь точно обозначать сроки, но думаю, что уже где-то в середине 50-х годов нам стало ясно, что от локального исследования надо переходить к общему, обнаруживать в болгарской литературе (а из того, что было сказано, ясно, по-моему, что она дает для этого богатый материал) общие закономерности становления социалистического реализма, характерные для европейского литературного процесса в целом.

Как раз в это время мы, небольшая группа ученых Института славяноведения (руководил нами поначалу академик Державин), начали работу над историей болгарской литературы, которая должна была охватить полуторавековой период с начала болгарского Возрождения (конец XVIII века) и до сегодняшнего дня болгарской литературы (тогдашнего сегодняшнего дня). Поскольку я сам принимал участие в этой работе, мне трудно говорить о ее достоинствах; во всяком случае, все мы, авторы «Очерков истории болгарской литературы XIX – XX веков», стремились взглянуть на литературный процесс в Болгарии с точки зрения событий, происходящих в мировой литературе. И в Болгарии, и в Советском Союзе труд наш был встречен тепло и доброжелательно.

Тот синтетический принцип исследования, который был положен в основу этой нашей коллективной работы, мы стремились выдержать и в более локальных трудах.

Цитировать

Марков, Д. Долг ученого, долг гражданина / Д. Марков // Вопросы литературы. - 1971 - №12. - C. 136-142
Копировать