№1, 1972/Коротко о книгах

Долг художника

Г. Мусрепов, Долг художника, «Жазушы», Алма-Ата, 1970, 542 стр. (на казахском языке).

За семь десятилетий своей богатой событиями, насыщенной творческими поисками жизни тонкий художник, ювелир слова, как его обычно называют в Казахстане, Габит Мусрепов был активным участником многих важных событий в истории родной литературы. Сборник его статей и выступлений по актуальным вопросам литературы – не только летопись истории литературы. Здесь изложено его понимание роли художника, его взгляд на этапы развития литературы, наконец, его оценка тех или иных произведений.

В сборнике собрано почти все из того, что довелось сделать Г. Мусрепову на литературоведческом и критическом поприще: здесь и краткие отклики-рецензии, и речи, и доклады на съездах писателей, и обстоятельные статьи.

Сегодня, пожалуй, нет ни одного казаха, не знающего гениальные стихи основоположника казахской литературы Абая Кунанбаева. Не только всесоюзному, но и мировому читателю известна и замечательная эпопея об Абае М. Ауэзова.

Однако не всегда было так. Путь к признанию Абая и М. Ауэзова был долог и тернист. В 20-е годы было немало горе-критиков, объявлявших творчество Абая националистическим, а произведения М. Ауэзова, посвященные Абаю, чуждыми нашей действительности, советской идеологии. Вспоминая эти годы, М. Ауэзов буквально за несколько дней до своей кончины писал своему другу, видному казахскому литературоведу и критику Е. Исмаилову: «Я действительно много повидал в жизни: были и подъемы, были и падения, видел я высоты и низины. Некоторые по жизни проходят ровно, гладко. А я не так шел».

Хотя Г. Мусрепов не принимал участия в жарких спорах, которые велись вокруг самого Абая, однако о творчестве М. Ауэзова он высказывался не раз, давая глубоко верную оценку творчества выдающегося советского писателя. В сборник «Долг художника» вошли такие статьи и рецензии Г. Мусрепова, как «Абай», «О романе «Абай», «Абай» – новый вклад в развитие казахской оперы», «Историческая роль Абая на пути развития казахской литературы», «Абай» – новая удача карагандинского драматического театра» и, наконец, вдохновенная, полная глубокого трагизма и печали речь на траурном митинге памяти М.

Цитировать

Хамраев, М. Долг художника / М. Хамраев // Вопросы литературы. - 1972 - №1. - C. 226-227
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке