№11, 1959/На темы современности

Черты литовского советского романа

Литература социалистического реализма, как известно, выдвинула на первый план общественное содержание человека, обратила главное внимание на историческую, созидательную роль широких народных масс. В силу одного этого она не может существовать без крупных эпических форм и прежде всего без романа. Не случайно наиболее значительные успехи русской советской литературы достигнуты в области романа и крупной повести.

Развитие романа, несомненно, самое приметное свидетельство возмужания литовской советской литературы. «Правда кузнеца Игнотаса» и «Братья» А. Гудайтиса-Гузявичуса, «Усадьба Пуоджюнасов» А. Венуолиса, «Большие события в Науяместисе» Й. Довидайтиса, «Буше и ее сестры» и «Вилюс Каралюс» Е. Симонайтите, «Проданные лета» Ю. Балтушиса, «Повстанцы» В. Миколайтиса-Путинаса, «Тяжелые памятники» К. Боруты, «День рождения» А. Венцловы, «Буэнос-Айрес» В. Сириос Гиры и др. – все эти произведения порождены стремлением писателей художественно обобщить исторический путь литовского народа, пробудившееся в нем новое, хозяйское отношение к жизни.

Послевоенный литовский роман, так же как латышский и эстонский, отмечен особым вниманием к проблемам прошлого. И это закономерно. Коммунизм в республиках Прибалтики строят сегодня люди, еще не так давно жившие в буржуазном обществе. Нет надобности объяснять, как важно сегодня с новых идейно-эстетических позиций оценить путь, пройденный страной до 1940 года, глубоко и точно осмыслить свершения последнего десятилетия. Естественно поэтому, что многие романы, вышедшие за последние годы, посвящены историческим событиям, борьбе литовского народа за свою свободу.

В русском, украинском, белорусском и других советских романах в последнее время все больший вес получает проблематика, непосредственно связанная со строительством коммунизма. В этом отношении литовский роман пока еще отстает. Однако нет сомнения, что и для литовской советской литературы недалеко то время, когда историческая тематика отойдет на второй план, а первое место в романе займет исследование новых, социалистических отношений советского общества. О том, как неуклонно завоевывает позиции в литовской литературе проблематика, подсказанная сегодняшней действительностью, свидетельствуют такие романы и повести, как «Наследство» Й. Авижюса, «Добрый дом» М. Слуцкиса, «Первый год» Г. Корсакене, «Пути-дороги» В. Вальсюнене, «Неман ломает лед» Й. Усачеваса, «Студенты» В. Римкявичуса, «Розы цветут красным цветом» А. Беляускаса, «Дальние дороги» А. Балтрунаса и др.

Цель этой статьи – показать то новое, что внес метод социалистического реализма в развитие литовского романа, и подробнее остановиться на отдельных, наиболее ярких образцах этого жанра, появившихся за последние три-четыре года.

1

Литовская советская литература унаследовала от прошлого сложившиеся традиции в области бытового и психологического романа. Реалистический метод, который в литовской прозе всегда сохранял господствующую роль, немало способствовал расцвету писательского мастерства в сфере изображения быта и психологии. Здесь литовская литература имеет такие классические образцы, как повести «Пятрас Курмалис» и «Сноха» Жемайте, «Колдун» В. Креве, «Земля-кормилица» П. Цвирки, «В тени алтарей» В. Миколайтиса-Путинаса и др. С подлинной художественной глубиной и страстью воссозданы в них судьбы людей из народа.

Во многих произведениях этого рода, как, например, в «Земле-кормилице» П. Цвирки, «Перед днем» А. Венуолиса, «Вениамине Кордушасе» И. Марцинкявичуса, «Дружбе» А. Венцловы, ставились острые социальные проблемы, изображался распад буржуазного общества, борьба трудящихся против угнетателей. Однако, решая социальные и моральные проблемы преимущественно в бытовом и психологическом плане, литовский реалистический роман в досоветский период не выработал широкого исторического взгляда на жизнь. Это сказывалось не только в слабом развитии исторического романа, но также и в сюжетной и проблемной замкнутости большинства бытовых и психологических романов.

Значительной вехой на пути к овладению подлинным историзмом можно назвать дилогию А. Гудайтиса-Гузявичуса – романы «Правда кузнеца Игнотаса» и «Братья» (1948 – 1954). Недаром они были оценены в критике как новаторские. Впервые литовский народ выступает в этих романах как революционная сила.

Жизнь и борьба народных масс становятся центральным объектом внимания писателя.

А. Гудайтис-Гузявичус стремится показать в своей дилогии широту и сложность революционных событий 1918 – 1920 годов. Действие переносится из деревни в город, из тюрем в казармы, с заводов в роскошные салоны буржуазии. Перед глазами читателя проходит галерея персонажей, представляющих самые разные слои общества и профессии. Еще ни в одном литовском романе не был поднят такой огромный жизненный материал. Уже сама историческая масштабность романов А. Гудайтиса-Гузявичуса дает основание именовать их эпопеей. Но главное – в том, что повествуют они о решающем, переломном этапе в истории народа. Судьбы положительных героев дилогии – Игнотаса и Норбертаса Варкалисов, Дяксниса Кирстукаса, Каролиса, Каспараса, Альдоны и многих других – неотделимы от общей судьбы всего народа, его помыслов и стремлений. Вместе они как бы составляют коллективный образ литовского народа.

Чрезвычайно существенно, что писателю удалось добиться актуального, злободневного звучания своих романов. «Правда кузнеца Игнотаса» и «Братья» впечатляюще доносят до современного читателя мысль о жизненной силе и непобедимости идей коммунизма. В этом смысле о них можно говорить как об исторических романах нового типа, раскрывающих революционные традиции литовского народа, живую связь прошлых боев с сегодняшними задачами коммунистического строительства. Сравнительно меньше А. Гудайтис-Гузявичус дал литовскому роману с точки зрения психологической глубины, бытовой красочности; дилогию его можно упрекнуть в некоторой композиционной рыхлости, перегруженности материалом, поверхностности отдельных эпизодов.

В области исторического романа литовская советская литература недавно обогатилась еще одним значительным произведением. В 1957 году вышел первый том романа В. Миколайтиса-Путинаса «Повстанцы». Творческие искания В. Миколайтиса-Путинаса наглядно воссоздают путь становления метода социалистического реализма у одного из крупнейших современных литовских романистов.

До сих пор В. Миколайтис-Путинас – автор романа «В тени алтарей» – был известен как мастер психологического анализа, умеющий превосходно изображать эмоциональные и интеллектуальные переживания человека. В романе «В тени алтарей» отдельные моменты исторического процесса выступают лишь как фон, на котором действует главный герой. В «Повстанцах» В. Миколайтис-Путинас идет уже совсем иным путем. И дело здесь не только в том, что он впервые обратился к жанру исторического романа. Эта эволюция, несомненно, обусловлена новыми эстетическими взглядами.

Писатель глубоко убежден, что народ является главной движущей силой истории и что критерий объективной правды, мудрости жизни и всех человеческих ценностей следует искать не в индивидуалистических переживаниях, а в глубинах народной жизни, в объективных законах исторического развития. Все это находит яркое отражение в замысле произведения – создать монументальную картину борющегося народа, – в самой его концепции, в художественном воспроизведении исторического материала.

Развитие капитализма, распад феодального хозяйства, социальная дифференциация крестьян, рост революционного движения в России и Польше – это не просто исторический колорит, а главная пружина событий романа. Именно здесь – ключ к оценке поведения и вожака крепостных Мацкявичуса, и крестьян Пятраса Бальсиса и Марите Кядулите, и помещика Скродского, и многих других персонажей романа. Когда Скродскому после стычки с крепостными во дворе Бальсиса мерещатся кровавые события в Галиции, когда Мацкявичус, разъясняя поэту Акялявичусу смысл отношений крепостных с духовенством и царской властью, цитирует герценовский «Колокол», когда уходящая к помещику Катрите плачет, слушая слова старой песни о сестричке, соблазненной дворянином, – в сознании читателя встает целый комплекс явлений, связывающий в единое целое революционную борьбу прогрессивных сил всей России против феодализма и долгий путь страданий и борьбы за счастье, пройденный литовским народом. События в поместье Багинай предстают как одно из звеньев этого комплекса явлений. Так осуществляется историзм.

Руководствуясь марксистским пониманием истории, В. Миколайтис-Путинас дает объективную оценку восстанию литовских крепостных 1863 года, подчеркивая нераздельность национальных и социальных интересов, единство революционных устремлений литовского, русского, украинского и других народов. Крестьяне из поместья Багинай резко высказываются против навязываемой им идеи «свободного» польско-литовского государства, потому что у власти в этом государстве снова встали бы господа. Герои В. Миколайтиса-Путинаса хорошо понимают, что народ сам достоин стать хозяином своей судьбы.

Роман «Повстанцы» примечателен и тем, что в нем выявилась тенденция, общая для всей литовской литературы последних лет, – раздвинуть границы социального конфликта, раскрыть столкновения антагонистических классов не только в сфере социальной, но и в области духовной культуры, морали, борьбы за все человеческие ценности. Весь первый том романа посвящен изображению кануна восстания. Такое внимание к периоду созревания восстания не случайно. Писатель хочет показать, какими путями приходили к идее восстания его герои; исследуя духовный мир представителей народа, он подчеркивает ковавшееся веками стремление к свободе, к социальной справедливости, мощное гуманистическое начало.

При этом особенно важно отметить, что А. Миколайтису-Путинасу удалось нарисовать психологически глубокие характеры, по-настоящему драматичные и героические. В первую очередь – это главный герой романа А. Мацкявичус. Взяв за основу жизненный путь реально существовавшего исторического деятеля, писатель создал образ большой художественной силы. Его Мацкявичус – это цельная, не ведающая внутренних противоречий, героическая личность. Пафос всей его жизни – в служении делу освобождения народа. Мацкявичус для того и облачился в сутану ксендза, чтобы иметь возможность наиболее эффективно участвовать в этой борьбе. Его личная жизнь безраздельно принадлежит крепостным, чье восстание он возглавил.

Постоянная напряженность его мысли и практической деятельности, естественно вытекающая из его активного отношения к жизни, – вот та драматическая ось характера, которая превосходно выявлена уже в первом томе романа. И хотя Мацкявичус порой злоупотребляет декларациями, в целом его образ – творческое достижение В. Миколайтиса-Путинаса. Этот новаторский характер большого общественного звучания существенно обогащает галерею национальных типов литовской литературы и показывает, что таланту В. Миколайтиса-Путинаса оказалась по плечу одна из самых актуальных и сложных задач нашей литературы.

Во многом по-новому трактует писатель образ крестьянина. Поэтизируя людей труда, восхищаясь их внутренней красотой, гордой, свободолюбивой душой, он подчеркивает решимость народа освободиться от притеснителей и стать хозяевами своей жизни.

Огромный фактический материал романа организован с помощью очень простого, можно сказать традиционного сюжета. Действие сконцентрировано вокруг столкновения помещика с двумя любящими молодыми людьми. Внимание читателя все время напряжено. Тема романа – тема восстания, едва намеченная в вводной главе, – развивается, ширится, нарастает словно в музыкальном произведении и в конце первой книги звучит мощным crescendo.

Автор стремился избежать эмпиричности, иллюстративности. Его цель – создание синтеза, обобщенной, глубоко осмысленной картины с богатым подтекстом. Главный пафос романа: поэтизация народа – творца истории.

Чрезвычайно существенно, что подлинным историзмом отмечены сегодня не только собственно исторические эпопеи, но и психологически-бытовой роман. В первую очередь здесь можно назвать «Усадьбу Пуоджюнасов» А. Венуолиса (1949). Речь идет не только о структуре романа, о том, что сюжетная линия семьи кулаков Пуоджюнасов предстает органически связанной с картинами исторических событий, революционной борьбой трудящихся, – новая концепция получает отражение и в принципах типизации, в обрисовке и оценке персонажей. В поведении кулаков Пуоджюнасов, в их психологии А. Венуолис видит прежде всего черты, обусловленные социальными отношениями и общим ходом истории.

Подобным путем – разумеется, по-своему – идут и другие представители психологически-бытового романа в литовской литературе: Е. Симонайтите в «Буше и ее сестрах» и в «Вилюсе Каралюсе», Ю. Балтушис в «Проданных летах». Итак, чувство историзма становится сегодня одной из определяющих черт литовского/романа, и это лишний раз демонстрирует, насколько обогатил метод социалистического реализма народные традиции крупной литовской прозы.

Это является одним из тех признаков изменения «национального стиля» в советских условиях, о которых справедливо говорил Л. Новиченко в своем докладе на всесоюзном совещании по вопросам социалистического реализма.

2

Метод социалистического реализма помог нашим писателям по-новому взглянуть на мир человеческих эмоций, глубоко осмыслить природу социальных конфликтов.

Литовский советский роман решительно развенчивает кулачество, идеализировавшееся буржуазной литературой. Наиболее ощутимые удары по нему были нанесены в «Усадьбе Пуоджюнасов» А. Венуолиса, в «Буше и ее сестрах» Е.

Цитировать

Ланкутис, Й. Черты литовского советского романа / Й. Ланкутис // Вопросы литературы. - 1959 - №11. - C. 45-62
Копировать