№7, 1985/Хроника

Чехов и мировая литература

В январе этого года в ИМЛИ состоялась Всесоюзная научная конференция «А. П. Чехов и мировая литература», посвященная 125-летию со дня рождения писателя. Конференция проводилась совместно с Союзом писателей СССР. Открывая конференцию, директор Института член-корреспондент АН СССР Г. Бердников сказал о чрезвычайном многообразии творческого наследия Чехова, о глубоком демократизме его творчества и о стремительном росте международного признания Чехова в наше время. Чем глубже понимаем мы чеховское творчество, тем очевиднее становится, что сокровенный смысл его состоит в утверждении таких общечеловеческих ценностей, которые являются и нашими идеалами, совпадают с высшими целями коммунистического преобразования мира. Чехов глубоко и последовательно выразил важнейшую особенность прогрессивной общественной мысли России – ее погруженность в проблемы общественного бытия всемирно-исторического значения. С годами все отчетливее понимаем мы и величие вклада Чехова в художественную культуру человечества. Всемирное значение чеховского художественного наследия определяется не только масштабом его творческого дарования. Талант Чехова питала и растила эпоха созревания русской революции. Огромное значение для формирования его творчества имели гражданственные традиции великой русской литературы XIX века.

О необходимости комплексного изучения творчества писателя говорил в своем докладе «Проблемы изучения художественного наследия А. П. Чехова» Н. Фортунатов (Горький). Существующие литературоведческие работы он разделил на три основных потока: изучение жизненного и творческого пути Чехова, изучение его поэтики и изучение особенностей его творческого процесса. Наиболее остро стоит проблема художественной специфики чеховского творчества. Актуальным остается вопрос о поисках новых методик для изучения художественной ткани чеховских произведений. Полемизируя с методикой, предложенной в книге А. Чудакова «Поэтика Чехова» (М., 1971), Н. Фортунатов высказывает также свое несогласие с принципами подхода к творчеству писателя, выраженными в книгах В. Катаева «Проза Чехова: проблемы интерпретации» (М., 1979) и В. Линкова «Художественный мир прозы А. П. Чехова» (М., 1982).

Л. Громова-Опульская в докладе «Реализм Чехова в историко-литературном контексте конца XIX – начала XX в.» поставила вопрос о том, что внес Чехов в развитие реализма, что наиболее существенно в его новаторстве. Эпическую картину жизни Чехов создает с помощью системы малых форм – рассказа и повести, которые, таким образом, замещают роман. Научное познание, научное исследование Чехов никогда не противопоставлял искусству. Большое значение для Чехова имело идейное наследие 60-х годов. В плане же художественном, учитывая весь опыт XIX века, Чехов явственно возвращался к пушкинской свободе, объективности и лаконизму.

«Чехов и русская поэзия XX в.» – эта тема решалась в докладе З. Паперного преимущественно на материале высказываний русских поэтов о Чехове, их творческого отношения к нему. Докладчик говорил о том, как воспринимали писателя – предшественника Блок, Маяковский, Есенин, Пастернак, Твардовский, другие лирики XX столетия.

Цитировать

Видуэцкая, И. Чехов и мировая литература / И. Видуэцкая // Вопросы литературы. - 1985 - №7. - C. 268-271
Копировать